Дмитрий Гусев. Нефтянка… deus ex machina – кто выживет?

Дмитрий Гусев. Нефтянка… deus ex machina – кто выживет?

Дмитрий Гусев. Нефтянка… deus ex machina – кто выживет?

@oilfly для @energytodaygroup поразмышлял над «экспертными» оценками, которые появлялись на уважаемом канале @russica2

Размышлизмы о том, как 5 НПЗ виноваты в топливном кризисе на Дальнем Востоке (хорошо, что не во всем АТР) изобилуют красивыми цифрами и «экспертными» оценками. Нам не нужен НПЗ, нужно увеличить переработку, ограничить экспорт нефтепродуктов, заставить перерабатывать нефть на условиях 50/50 (половину на экспорт, половину – на переработку). А кто думал, какие условия созданы для этого? И почему минфин создает фискальные условия стимулирования экспорта сырья, а не переработки и строительства новых нефтеперерабатывающих и нефтехимических мощностей? Участники рынка в этом виноваты?

Рассказы про экспорт через Первую речку и дальневосточные порты. А вы не слышали про северный завоз? Про поставки для нужд армии? Про бункеровку? Или мы должны это отправлять секретными вагонами и самолетами? Простой расчет говорит, что под одну гребенку для получения красивой цифры взяты некорректные данные.

Логика теряется и в самих изложенных фактах. Сначала нам рассказывают, что ВНХК не нужен. А потом говорят об ограничении экспорта и увеличении переработки нефти в России? Господа, таки вы определитесь, вы к умным или к красивым? А любой НПЗ – это и рабочие места, и занятость смежников, и насыщение рынка, и – продукт с высокой добавленной стоимостью. Зачем гнать сырье, если его можно переработать? И закрыть вопросы не только с бензином и дизелем, но и СУГами, маслами и различной нефтехимией.

История про Росрезерв – отдельная песТня. То, что регулятор не может организовать его работу для стабилизации рынка – это факт. Но использовался он не для общей стабилизации, а для закрытия «дыры», когда Хабаровск внепланово продлил сроки ремонта. Хотя Росрезерв был бы не нужен, если б рядом был НПЗ. А так даже при срочной отгрузке вагоны по нескольку недель идут с сибирских заводов до ДФО.

Ай-яй-яй, растут нетбэки. Это злобные нефтяники влияют на курс, наверное. Как на иностранных биржах, где растут котировки, так и на минфин, который стабильно держит слабый рубль. Цена на Европе выросла, рубль упал – и нетбэк растет. И не мы предлагали на него ориентироваться, и не мы не развиваем биржу, где можно торговать за рубли – минфину нужна валютная выручка, а еще нужны рубли. И чем больше их получится из одного доллара, тем круче он выглядит. «Наполнил» бюджет. А что с рынком делать – это проблема отраслевых регуляторов.

Да… Хотелось бы спросить – а какие спецтарифы для доставки топлива на Дальний Восток появились? Те, которые после прошлогоднего апрельского поручения Президента Минфин никак не может согласовать? Независимые не в курсе. Да и нефтяные компании, думаю тоже.

Итого. Я не знаю, зачем этот иноагентский или пятоколонный текст появился и появляется со стабильной периодичностью. Доказать, что участники рынка виноваты в проблемах рынка можно только закрыв глаза. Зачем это делать, искать и определять виноватых вместо конструктивной работы – неведомо. Но если звезды зажигают – это кому-нибудь нужно. Кто тогда заинтересован в дестабилизации топливного рынка России?

Перейти к обсуждению

Добавить комментарий