Дмитрий Гусев. Страсти по альтернативным топливам. Перейти на газ? Да на раз!

Дмитрий Гусев. Страсти по альтернативным топливам. Перейти на газ? Да на раз!

Дмитрий Гусев. Страсти по альтернативным топливам. Перейти на газ? Да на раз!

В рамках задач Независимого топливного союза, объединяющего пул независимых АЗС России (справочно — в России из 24 тыс. АЗС порядка 70% — независимые), мы постоянно мониторим ситуацию по рынкам по всем видам топлив, как по тем, что уже используются при заправке авто, так и по перспективным направлениям. Электричество, СПГ, водород… Сколько копий сломано в обсуждениях преимуществ того или иного источника энергии. Но главное — на все исследования уже потрачены колоссальные суммы и сколько будет ещё затрат неизвестно… А стоит ли овчинка выделки и не пора ли остановиться в этой постоянной гонке за правдой. Здесь не будет абсолютно правых, ведь только комплексное детализированное системное исследование на основе бигдата по потреблению, возможностям производства и логистики на базе информации по текущей инфраструктуре региональных сбытовых сетей может дать более менее приемлемый результат и обозначить приоритеты в развитии топливного рынка для каждого из регионов.

Приведу дословно заметку телеграмм канала ТЭКие дела — здесь размышления по вопросу газификации автотранспорта.
«В правительстве сейчас обсуждают грандиозный проект по переводу государственного парка автотранспорта и коммунальной техники на газ. На голубое топливо предлагают перевести не менее 50% всех машин. План весьма амбициозен, однако в отрасли считают, что на это потребуется около 500 млрд рублей.

Так почему же высокие государственные чины решили начать работу над таким грандиозным проектом? По мнению сторонников масштабного переоснащения, субъектам РФ пора начать экономить на дорожающем бензине, который сейчас бьёт исторические рекорды цен. Также необходимо снизить уровень выбросов и активнее потреблять продукцию строящихся СПГ-производств.

С последними двумя моментами спорить не будем, безусловно важные и благие задачи. Но как обстоят дела с экономией? По расчётам Минэка, перевод крупных автобусов на СПГ позволит экономить в среднем по 10 рублей на километр пробега. Стоимость нового «метанового» автобуса составляет около 12,5 млн рублей. Делаем вывод – наступления экономии мы будем ждать очень долго.

Кубометр КПГ стоит 18 рублей против 46 рублей за литр дизеля. Но эта экономия начнётся лишь после появления всей необходимой инфраструктуры. Поэтому массовый переход на газ в обозримом будущем будет означать для бюджета только инвестиции, субсидии и льготы. Так, Минпромторг просубсидирует более 2,6 тыс. единиц техники с общей скидочной цифрой 1,8 млрд рублей.

Считаем дальше. В одной Москве для выполнения условий проекта необходимо обновить чуть более 4600 автобусов, что обойдётся федеральному и муниципальному бюджету в 58 млрд руб. Плюс к этому придётся раскошелиться и на инфраструктуру. Расширение сети заправочных станций будет ежегодно обходиться в 8,3 млрд рублей. Не говоря уже о строительстве компрессорных станций и других объектов инфраструктуры.

В общем, спектр необходимой работы и затрат для выполнения проекта выглядит очень внушительным. При этом сейчас в России доля газомоторного транспорта составляет около 2% и динамика перехода на газ неуклонно идёт вниз. Чисто теоретически, богатые регионы вроде Москвы способны реализовать данный проект, например, через размещение «зелёных» облигаций. А что делать регионам с более скромными доходами? Может, полагаться на субсидии из федерального центра?

Стоит сказать, что в нынешних параметрах проект выглядит ещё одной «стройкой века», которую рискуют вспоминать всё реже по мере приближения дедлайнов. Перевод транспорта на газ безусловно является правильной инициативой, но она должна сопровождаться реалистичными планами и упорной работой.»

Моё личное мнение — коллеги написали абсолютно правильно, вопрос в другом – почему это все не работает? Потому, что участники рынка и регуляторы находятся в разных временных интервалах.

Владельцы АЗС (как независимый, так и не очень) до сих пор живут в парадигме, что их бизнес должен быть прибылен, и государство должно (с чего – непонятно) обеспечить им рентабельность продаж. То, что мы 30 лет живем в новом укладе, никого не интересует. Как в старом анекдоте, работать хотят все как при коммунизме, а получать – как при капитализме.

Регуляторы же парят в водородных и безуглеродных облаках. Не обращают внимания на текущую обстановку (пока гром не ударит), не видят реальных инструментов, и мечтают о светлом будущем. Собственно, о некоем безуглеродном коммунизме.

Работы не ведется, реальные вопросы в части нагрузки на ось, субсидий на перевозку топлива на Дальний Восток, реализацию слабоалькогольной продукции на АЗС никто не решает.

И дихотомия в действии – одним нужно 5 рублей на литре прибыли, другие грузят водород бочками в светлом будущем.

Одно забыли. А работать кто будет?

Перейти к обсуждению

Добавить комментарий