Дмитрий Гусев. Водород — топливо будущего, или… очередной фетиш

Дмитрий Гусев. Водород — топливо будущего, или… очередной фетиш

Дмитрий Гусев. Водород — топливо будущего, или… очередной фетиш

Павел Сорокин («Иннопром» 05.07.2021):

«К 2050 году объем мирового рынка водорода может увеличиться в 6 раз — с нынешних 80 млн тонн до 500 млн тонн.»

«По сути, это очень большая трансформация энергетики, ведь сейчас эта доля около нуля. Хотя производство и достигает 80 млн тонн, весь производимый объем потребляется на месте производства — для производства химии, в переработке и металлургии. Видим огромные перспективы для роста в области транспорта, в котором на сегодня около 60% потребления занимает нефть. В этом смысле, необходимо правильно определить вектор инвестиций»

«Чтобы максимально использовать наши наработки и реализовать перспективы, мы ведем работу по идентификации того, какие производства могли бы соответствовать текущему и будущему спросу, заказам. Здесь важно оказывать не точечную, а системную поддержку по всей цепочке производства водорода»

Я не особо склонен критиковать чьи бы то ни было высказывания, если данные высказывания прямым образом не влияют на меня лично, на мой бизнес и моих партнёров. Однако, когда слышишь либо читаешь стенограммы выступлений людей, от решений которых зависит будущее страны, будущее моих детей — имею полное право обсуждать и критиковать и предлагать решения…

К вопросу водорода, как топлива, к вопросу прогнозов на десятилетия вперёд…

Хорошо говорить о том, чего нет. С учетом отсутствия производственных мощностей, перспективы водорода слишком туманны. Однако острые вопросы топливообеспечения, а в частности — любимый всеми демпфер — не улажены. Цены растут. А мы продолжаем грезить. Как Ходжа Насреддин — к 2050 году либо эмир, либо осел, либо Ходжа…

Иной раз, когда говорят про невероятную важность системности, вспоминается, что systema, исходно, по-древнегречески – это «совместное стояние». Топтание на месте, можно даже сказать.

Очень удобно обещать то, за что потом всё равно не успеют спросить. Вести дискуссии о переделе рынка водорода в 2050 году чиновникам Минэнерго безусловно комфортнее, чем о рекордном подорожании топлива и рисках массового банкротства АЗС. Скоро можно начать обсуждать разработку механизма водородного демпфера.

Выплаты из бюджета по демпферу нефтяным компаниям для сдерживания цен на топливо на внутреннем рынке в июне составили 51,2 млрд рублей, а в целом за период с марта по июнь этого года — 146,4 млрд рублей, сообщили «Известиям» в Минфине.

Российские нефтяные компании сократили экспорт бензина. С 1 января по 15 июня 2021 года они произвели 17,7 млн т топлива «Евро-5», но за рубеж поставили лишь 1,7 млн т (около 10%), следует из данных ЦДУ ТЭК. При этом именно в первой половине июня доля вывозимого за границу бензина особенно уменьшилась — нефтяники из произведенных 1,6 млн т отправили на экспорт лишь 75,2 тыс. т (около 5%).

Наибольшую долю от производства вывозит «Сургутнефтегаз», за полгода компания экспортировала 67% своего бензина. Также высокая доля поставок за рубеж пришлась на Антипинский НПЗ и «НефтехимСервис» (56%), ТАИФ-НК (32%) и «ФортеИнвест» (28%). Ориентированными в первую очередь на внутренний рынок оказались «Газпромнефть» (лишь 4,6% бензина вывозилось в течение полугода), «Лукойл» (3,1%), «Роснефть» (2,7%) и «Татнефть» (2,1%).

«Какой странный и несгибаемый этот топливозаправочный бизнес. Торгуют в минус, налоги платят, да ещё как-то выживают. АЗС с каждого проданного литра бензин Аи-92 получают убытки по в размере 1,2 рубля за литр топлива. Об этом пишет ТАСС (https://tass.ru/ekonomika/11838029) со ссылкой на исследование «Топливный рынок России» от Петромаркет.

Каждый реализованный на АЗС литр Аи-95 приносит убыток в размере 10 копеек, а литр дизеля — 60 копеек. Это было с 22 по 28 июня. На прошлой неделе цены на топливо выросли, однако экономика розничной торговли только ухудшилась. Убытки от продажи в розницу Аи-92 и Аи-95 выросли относительно предыдущей пятницы на 10 и 5 копеек за литр — до 1,2 и 0,1 рубля за литр соответственно, а чистая маржа торговли летним дизтопливом через АЗС снизилась на 20 копеек за литр — до минус 60 копеек за литр.

Что и остаётся, только на кофе и порожках убытки покрывать. Крупные сети еще магазины продуктовые, аптеки открывают, предлагают банковские услуги и ещё разно. Монетизируют точки притяжения. Это нормально, да и вариантов то нет, якорный бизнес совсем не бизнес, а соцфункция. Да и центр прибыли у «зависимых» может быть совсем не в рознице. А мелким сеткам и единичным АЗС остаётся только замок на двери вешать. Сколько их там? Тысяч 10-12 по России. Вы там живы еще?» пишет Телеграмм канал Energy Today https://t.me/energytodaygroup/11812

Живы, не дождётесь…
И в качестве предложения в завершение данного краткого обзора новостей — предложение к законодательным и исполнительным органам — давайте оставим в чуть стороне различного рода прогнозы и проджекты и вернёмся в сегодняшний и завтрашний день.

Уже сегодня (и на протяжении десятка предыдущих лет) бизнес теряет доходность. Уже сегодня закрыты тысячи ранее работавших производственных площадок, выпускавших реальный продукт и генерировавших добавленную стоимость. В результате закрытия этих производств товаров народного потребления Россия наращивала импорт товаров-аналогов. Сейчас сегодня Россия под санкциями.

Климатическая повестка и призывы к срочнейшей декарбонизации — отлично. Безусловно я также за экологию и светлое будущее. Но есть одно НО… Прежде чем делать громкие заявления и прогнозы, тем более прежде чем принимать законодательные акты по тому либо иному вопросу, на мой взгляд важно составить карты рисков проекта и ответить на максимум вопросов прямых и сопряжённых. Ведь про климат уже говорим не один десяток лет, так какая необходимость именно сегодня принимать программы до 2050го года. Тем более, что не припомню ни одной стратегии и даже ни одного бюджета на год, которые бы были в полной мере исполнены.

Семь раз отмерь, один раз отрежь…
А не будь посмешищем каждый раз, мгновенно реагируя на те или иные козни-придумки запада.

Перейти к обсуждению

Добавить комментарий