Ирина Гайда. Авиацию начнут с «Чистого нуля». Дискуссии, конференции, пленумы.

Ирина Гайда. Авиацию начнут с «Чистого нуля». Дискуссии, конференции, пленумы.

Ирина Гайда. Авиацию начнут с «Чистого нуля». Дискуссии, конференции, пленумы.

Всемирный экономический форум (WEF) запустил инициативу Target True Zero, которая направлена на ускорение декарбонизации авиации — достижения нулевого уровня выбросов за счёт использования электричества и водорода.
К инициативе уже присоединились Airbus, Alaska Airlines, Ampair, Boeing, Easyjet, Embraer, Eve Air Mobility, Gulfstream, Joby Aviation, MagniX, Rolls-Royce, Schiphol, Surf Air, Universal Hydrogen, Wright Electric и Zeroavia, а также консультанты McKinsey, проект Aviation Impact Accelerator Кембриджского университета (созданный для поддержки «импакт-инвестиций» в авиацию – то есть вложений, побуждающих инвесторов оказывать положительное влияние на решение социальных и экологических проблем и вдобавок извлекать из этого прибыль), Авиационная федерация окружающей среды (AEF) при поддержке фондов Quadrature Climate Foundation (QCF, основанного Quadrature Capital) и Прорывной энергетики (Breakthrough Energy, основанного Биллом Гейтсом).
В рамках инициативы будут изучаться всевозможные аспекты раскрытия потенциала авиации с нулевым уровнем выбросов (в области технологий, продвижения на рынке, инфраструктуры, цепочек поставок, регулирования и общественного признания). Отраслевую дорожную карту для ускорения энергоперехода авиационной отрасли обещают опубликовать на 26-й сессии Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (COP26), которая пройдёт в конце октября – начале декабря в Глазго.
Воздействию полётов на окружающую среду уделяют всё большее внимания:
План Евросоюза по борьбе с изменением климата (Fit for 55) включает предложения по увеличению стоимости авиационного топлива и переходу на экологически чистое авиационное топливо (sustainable aviation fuels – SAF, производимое из отработанного кулинарного масла, животных жиров и растительных масел, твёрдых отходов домашних хозяйств и предприятий, в том числе бумаги, упаковки, пищи). По разным оценкам, биотопливо может снизить выбросы двуокиси углерода в авиации от 34% до 80% (его можно смешивать в равных пропорциях с обычным топливом), но его производство пока слишком затратно, цена высока, и применение пока просто мизерное.

Во Франции недавно был принят закон, запрещающий полёты, если существует аналогичный маршрут поезда, позволяющий преодолеть то же расстояние в течение 2,5 часов.

План декарбонизации транспорта Великобритании нацелен на перевод всех внутренних рейсов к 2040 году на нулевой уровень выбросов.

В то время как текущие выбросы от авиаперевозок составляют примерно 2,5% глобальных выбросов CO2, эта доля, вероятно, будет расти по мере того, как другие отрасли промышленности будут декарбонизироваться, а спрос на полёты на развивающихся рынках вырастет. По данным Европейской комиссии, к середине 21 века спрос на полёты может увеличить выбросы парниковых газов в авиации более чем на 300% по сравнению с уровнем 2005 года, если не будут приняты решительные меры по сокращению выбросов. Кроме того, растёт понимание дополнительного воздействия авиации на климат за счёт выбросов, не связанных с C02, которые могут увеличить долю влияния сектора на изменение климата до 60%:
  • NOx — собирательное название оксидов азота NO и NO2, образующихся в химических реакциях в атмосфере и при горении, которые считаются одной из основных причин образования фотохимического смога,
  • инверсионные следы – те самые романтические белые полосы в небе, влияющие на климат как искусственные облака, удерживающие тепло в нижних слоях атмосферы.
По данным Международной организации гражданской авиации (ИКАО от англ. ICAO — International Civil Aviation Organization), специализированного учреждения ООН, осуществляющего надзор за авиацией, путь к нулевому уровню выбросов в авиационном секторе к 2050 году требует сочетания решений, в которых важную роль будут играть новые топливные технологии. SAF, который можно использовать в обычных самолётах, наиболее оптимален для сокращения выбросов авиации в ближайшей перспективе – особенно для дальнемагистральных рейсов, где для перехода от традиционного сжигания всё ещё требуется поэтапное изменение технологий.
Однако на ближнемагистральные рейсы протяжённостью менее 600 миль (966 км) приходится более 17% от общего объёма выбросов авиакомпаний, и прорывные технологии, такие как разработка двигателей на электричестве и водороде, могут сыграть важную роль в решении проблемы сокращения не только C02, но и всех других видов выбросов, влияющих на здоровье человека и окружающую среду.
По некоторым оценкам, все рейсы протяжённостью менее 2500 миль (4023 км), на которые сегодня приходится более 50% выбросов CO2 авиацией, можно перевести на электричество или водород. И нет теоретического предела дальности полёта для самолетов, оснащённых комбинацией гибридных электрических систем и SAF.
Электрическая и водородная авиация — это не только шанс сделать авиацию более экологически устойчивой, но и огромная экономическая возможность. Движение в этом направлении уже заметно:
  • В 2021 году о своих планах выйти на рынок объявили четыре компании по производству электродвигателей для авиации – Joby, Lilium, Archer и Vertical Aerospace.
  • В сентябре 2020 года стартап ZeroAvia совершил первый пассажирский рейс из британского аэропорта Крэнфилд на коммерческом самолете, работающем на водородном топливном элементе.
  • В том же сентябре 2020 года Airbus представил три концепции коммерческих самолетов с нулевым уровнем выбросов, которые могут быть введены в эксплуатацию к 2035 году, включая конструкцию турбовинтового двигателя (до 100 пассажиров) с дальностью полёта более 1000 морских миль (1852 км), конструкцию турбовентиляторного двигателя (120-200 пассажиров) с дальностью полёта более 2000 морских миль (3704 км) и конструкцию “смешанного крыла” (до 200 пассажиров).
  • Boeing также проводит сертификацию самолёта с батарейным питанием со своим совместным предприятием Wisk и обещает достичь 100%-ного использования SAF на всех своих самолетах к концу этого десятилетия.

Перейти к обсуждению

Добавить комментарий