Ирина Гайда. Декрабонизация. Механизм тарификации выбросов углерода

Ирина Гайда. Декрабонизация. Механизм тарификации выбросов углерода

Ирина Гайда. Декрабонизация. Механизм тарификации выбросов углерода

Международный валютный фонд (МВФ) предлагает разработать международный механизм определения минимального порога тарифов за выбросы углерода.
Такие меры необходимы в связи с тем, что ещё 80% всех мировых выбросов по-прежнему не тарифицируются, а среднемировой тариф за выбросы углерода составляет $3 за тонну (в то время как МВФ оценивает их целевой показатель для развитых стран в размере не менее $75 за тонну).
Как отмечают в фонде, установление трансграничных углеродных налогов (как, например, планируется с 2023 года в ЕС) является недостаточной мерой с точки зрения пользы для климата, поскольку на долю углеродосодержащих торговых потоков, как правило, приходится менее 10% совокупного объёма выбросов каждой страны.
В новом документе, подготовленном МВФ (который всё ещё обсуждается с Исполнительным советом МВФ и со странами-членами), предлагается разработать механизм установления международного минимального тарифа за выбросы углерода в дополнение к Парижскому соглашению. Этот механизм:
Будет сначала применяться странами с самым высоким уровнем выбросов. Как показано на рисунке, в 2030 году на долю Китая, Индии, США и ЕС будет приходиться около 60% прогнозируемого мирового объёма выбросов CO2 (если не будут приняты меры, смягчающие последствия для климата). Если к ним прибавить остальные страны-члены «Большой двадцатки» (это Австралия, Аргентина, Бразилия, Великобритания, Индонезия, Канада, Мексика, Южная Корея, Россия, Саудовская Аравия, Турция, ЮАР и Япония), то эта доля составит 85%. После того, как данный механизм начнёт действовать, его участниками постепенно смогут стать другие страны.
Будет закреплён на уровне минимального тарифа за выбросы. Это будет действенный, конкретный и понятный инструмент государственной политики, считают в МВФ. Одновременные действия стран с самыми высокими выбросами, направленные на распространение минимальных тарифов за углерод, помогут достичь общих результатов в борьбе с изменением климата при снижении рисков потери конкурентоспособности. Обсуждение минимального тарифа углеродных выбросов совпадает с рассматриваемым в настоящее время вопросом о минимальной ставке международного налогообложения корпораций.
Будет гибким и справедливым с учётом различных обязательств страны наряду с другими факторами, такими как объём выбросов за прошлые периоды и уровень развития. Этого можно добиться, например, установив две или три различные ставки тарифов, которые будут колебаться в зависимости от уровня развития страны, определяемого в соответствии с установленными критериями. Такой механизм подойдёт и для стран, где установить тарифы за выбросы углерода в настоящее время не представляется возможным в силу внутренних политических причин (при условии достижения ими эквивалентного сокращения выбросов в рамках других инструментов климатической политики).
Если в рамках Парижского соглашения дополнительно установить трёхуровневый минимальный тариф за выбросы углерода только в шести странах-участницах (Канаде, Китае, Европейском союзе, Индии, Великобритании и США) на уровне $75, $50 и $25 применительно к развитым странам, странам с высоким уровнем доходов и странам с формирующимся рынком соответственно, то к 2030 году это поможет сократить мировой объём углеродных выбросов до 23% ниже базового уровня, утверждают в МВФ. Этого будет достаточно для сдерживания роста глобальной температуры на уровне ниже 2°C.
На международном уровне проработанный механизм тарификации выбросов углерода обеспечит выгоды как для отдельных стран, так и для всего мира, считают в МВФ. Все участники получат преимущества благодаря стабилизации мирового климата; страны смогут извлечь внутренние экологические выгоды благодаря сокращению объёма сжигаемых ископаемых видов топлива, а самое главное — снизить уровень смертности, обусловленный загрязнением атмосферы.

Перейти к обсуждению

Добавить комментарий