Ирина Гайда. ESG повестка и роль женщин в данном процессе.

Ирина Гайда. ESG повестка и роль женщин в данном процессе.

Ирина Гайда. ESG повестка и роль женщин в данном процессе.

В рамках форума РСПП «Женщины в управлении и предпринимательстве: вызовы времени» (https://www.youtube.com/watch?v=fEUdpiFMJHY&t=10451s…) приняла участие в сессии “Женщины-руководители как лидеры внедрения концепции экологической и социальной ответственности и корпоративной культуры (ESG) в практику бизнеса”.

Поговорили с Мариной Медведевой, членом правления и управляющим директором ООО “Сибур”, о том, существуют ли (и какие именно) барьеры, не позволяющие бизнесу активнее заниматься темой ESG (инвестировать туда не только деньги, но и время, внимание руководства), либо же ничего не мешает, и, как удачно заметила Марина, “надо просто навалиться разом и как-то это сделать”:

Барьер №1: зачастую при декларируемой приверженности целям ESG не всегда наблюдается полное вовлечение менеджмента в эту тематику (то есть в иерархии задач приоритетным остаётся получение прибыли, а всё, что касается остальных аспектов управления, рассматривается как чья-то ещё ответственность).

Барьер №2: нередко в приоритетах ESG, особенно в климатической их части, пытаются прочитать какую-то форму конкурентной борьбы, не вполне справедливой и дискриминирующей компании, являющиеся представителями развивающихся рынков. Это не совсем стратегически верный подход: да, ESG становится одним из факторов конкурентоспособности компаний, но, вместе с тем, это не должно обесценивать его фундаментальную основу, а именно то, почему общество, инвесторы, потребители и другие экономические агенты предъявляют всё больше требований по отношению к бизнесу с точки зрения ESG-ответственности.

Барьер №3 зависит от того, насколько внутри организации “приземляют” ESG-повестку. Иногда она становится “привилегией” какого-то одного функционального департамента — например, по взаимодействию с инвесторами или предоставления отчётности; иногда превращается в поле битвы между департаментами, что тоже вряд ли продуктивно и приводит к эффективной реализации стратегии. Более конструктивные и продвинутые компании, безусловно, имеют ESG-лидера, который пользуется авторитетом у операционного менеджмента, и в этом смысле может быть полноправным участником важнейших управленческих решений, в том числе инвестиционных и стратегических. С другой стороны, у этого ESG-лидера есть некий аппарат, а с третьей — он не пытается полностью замкнуть эту повестку на себе, выстраивая конструктивное взаимодействие и с операционными подразделениями, и с финансовыми, и со многими другими, потому что ESG-повестка во многом является интегрирующей на уровне стратегии (и, возможно, стоит сделать так, чтобы она “жила” в отдельном департаменте стратегии).

На мой взгляд, есть несколько причин, почему именно женщины (как показывают в том числе и российские исследования) зачастую более успешны в реализации стратегии ESG:

  • женщины склонны ставить более целостные, долгосрочные цели, а не ориентироваться на сиюминутные единоразовые достижения;
  • в силу особенности принятия решений, женские голоса в корпоративном мире традиционно помогают выстраивать мосты и находить компромиссы, поэтому во многом спорная и болезненная ESG-повестка очень органично фокусируется именно на женской части коллектива.

Женщины могут быть успешны — и мы уже видим, что они весьма успешны — по всем направлениям ESG (разделять которые, на мой взгляд, не всегда эффективно, потому что, к примеру, эффективные экологические решения невозможно принять, не выстраивая эффективных отношений, в том числе с местными сообществами; невозможно их принимать в обход корпоративных процедур или используя какие-то монопольные рычаги в ущерб другим игрокам рынка).

Что касается не менее важного вопроса воспитания кадров для ESG-повестки: на мой взгляд, тут ключевое — именно растить их. ESG-трансформация будет успешной, если она станет частью корпоративной культуры, образа действий всех работников, а не только привилегированной касты специально нанятых для этого выпускников профильных вузов. Здесь есть место и для образовательных программ, и для ролевых моделей топ-менеджмента, и для неких акселераторских моделей предпринимателей в области ESG-начинаний.

Перейти к обсуждению

Добавить комментарий