Ирина Гайда. Международные исследования и проекты. США лучше признать важность углеводородов и не усугублять «гонку за редкими металлами» с Китаем.

Ирина Гайда. Международные исследования и проекты. США лучше признать важность углеводородов и не усугублять «гонку за редкими металлами» с Китаем.

Ирина Гайда. Международные исследования и проекты. США лучше признать важность углеводородов и не усугублять «гонку за редкими металлами» с Китаем.

Центр энергетических исследований Института общественной политики Бейкера (американский аналитический центр, расположенный в кампусе Университета Райса в Хьюстоне, Техас) опубликовал свои соображения по поводу декарбонизации транспорта, а также необходимых для этого цепочек поставок полезных ископаемых и материалов (https://www.bakerinstitute.org/…/minerals-materials…/).

Среди основных выводов: На пороге новой экономики устойчивого развития политики и лица, принимающие решения, должны придерживаться подхода, который находится за рамками традиционного мышления:

  • Материалы – все материалы, независимо от источника, являются основными строительными блоками. Материаловедение динамично развивается. Природа инноваций носит случайный характер, а экономические и финансовые риски являются существенными. И то, и другое уязвимо по отношению к основным условиям ведения бизнеса и налоговой политике.
  • Системы требуют чрезвычайного внимания и поддержки, независимо от того, идёт ли речь о базовой инфраструктуре или о повышении сложности основных функций, например, в электросетях. Страна, которая не может добиться общественного признания уже используемых компонентов, видов топлива и технологий, вряд ли станет страной, в которой можно легко добиться общественного признания новых технологий и их внедрения.
  • Вопрос защиты данных. BEV (Battery Electric Vehicle) — транспортные средства на аккумуляторных источниках питания — всё чаще взаимодействуют с энергетическими, телекоммуникационными и другими системами, инфраструктурой и потоками данных. Данные являются интеллектуальной собственностью с присущей им ценностью и различными стратегиями монетизации. Всё, от автоматизации на транспорте до технического обслуживания дорог и контроля окружающей среды, имеет потенциал для решений, встроенных в данные. Мир, полный BEV, — это мир, в котором данные выходят далеко за рамки терабайт, создавая новые требования к хранилищу с сопутствующими стандартами энергии и устойчивости.

Стоимость, риски и доступность батарей:

  •  Зависят от регионального распределения производства, связанных с ним цепочек поставок и логистики, кадрового потенциала и затрат на рабочую силу, а также от различных локальных факторов, которые и определяют наличие преимуществ.
  • Существуют большие “конусы неопределённости” (то есть на этапе оценки осуществимости проекта оценка обычно отклоняется от истины на 60–160%).
  • Директивные органы должны сосредоточиться на основных экономических стратегиях, которые поддерживают конкурентоспособность и устойчивость.
  • Аккумуляторы и использующие их электромобили очень зависят от материалов. Добыча и переработка полезных ископаемых уже попали под прицел требований к устойчивому развитию. Вторичное использование после переработки могло бы помочь, но оно ещё находится в процессе становления. Производство и переработка электромобильных батарей должны стать тесно взаимосвязанными. Беспокойство вызывает тот факт, что экологические нормы, которые влияют на предприятия, работающие с опасными материалами, могут задушить жизненно важные новые процессы и подходы. Ещё одна проблема заключается в том, что электромобили, батареи и другие компоненты альтернативной энергетики увеличат объёмы отходов гораздо быстрее, чем будут запущены мощности для их переработки по окончании срока службы.
  • Цены на сырьевые товары уже резко растут. “Гонка материалов” для перехода к альтернативной энергетике будет угрожать экономической и национальной безопасности, может спровоцировать инфляцию или даже гиперинфляцию, создать новые источники геополитических рисков и неопределённости, подорвать нестабильные государственные институты, привести к расширению списка “загрязняющих” отраслей промышленности и множеству других последствий. Ожидания повышения цен на полезные ископаемые теперь заложены в каждую торговую позицию, а также почти в каждое расширение добычи полезных ископаемых или новое предприятие. Однако они не включены в прогнозы стоимости аккумуляторов.
  • Цены на электроэнергию по меньшей мере так же ненадёжны, как и на другие товары. Многие меры государственной политики по поддержке электромобилей в других странах влекут за собой меры по снижению затрат на подзарядку. Расходы на жильё в США постоянно росли, даже несмотря на то, что цена на ключевой вид топлива для производства электроэнергии – природный газ – была на историческом минимуме. Когда дело доходит до расширения сети зарядных станций, отдельный вопрос заключается в том, должны ли будут налогоплательщики, не являющиеся владельцами или пользователями электромобилей, оплачивать эти дополнительные расходы.

Углеводороды и продукты нефтехимии являются жизненно важным сырьем.

  • Аномально холодная зима в Техасе продемонстрировала, как цены на пластик могут резко вырасти в условиях ограничений.
  • Глобальные нефтегазовые операции осуществляются за счёт продажи нефти и природного газа, что обеспечивает приемлемую стоимость материалов.
  • Пластик чрезвычайно важен для производства электромобилей – из него производится более половины содержимого автомобиля, на которое при этом приходится лишь10% веса.
  • Современные полимеры необходимы для современных транспортных средств и аккумуляторов.
  • В настоящее время процесс переработки пластмассы усовершенствуется, и ему не помешает более стратегический подход в отношении цепочек поставок и циркулярной экономики.
  • Биопластики (биополимеры) для использования в автомобилестроении находятся в стадии разработки, но доступность электромобилей – любого типа транспортных средств, если на то пошло, – будет по-прежнему зависеть от материалов на основе углеводородов, произведенных как на территории США, так и полученных от мировых нефтегазовых компаний.

Исполнительный указ 14017 (подписанный президентом Байденом в феврале и направленный на пересмотр американских цепочек поставок критически важных продуктов в четырех областях: полупроводники, фармацевтика, автомобильные аккумуляторы и редкоземельные элементы, которые имеют решающее значение для технологий и обороны, с целью снижения зависимости от таких стран, как Китай) должен включить углеводороды в качестве важнейших полезных ископаемых; а также включать меры по выводу из эксплуатации месторождений по окончании их срока службы и связанную с этим логистику.

Наконец, о роли Китая.

  • Китай доминирует по объёмам добычи многих важнейших полезных ископаемых, а теперь также доминирует в торговых потоках, причём некоторые из них увеличились в десять раз в 2001-2019 годах.
  • Электроэнергетические мощности Китая, в которых преобладает уголь, являются ключевыми для производства аккумуляторных батарей.
  • Китай также доминирует в торговле литий-ионными батареями (LIB).
  • Преимущества Китая в плане производства и цепочках поставок литий-ионных батарей хорошо описаны в отчёте Министерства энергетики США (https://www.nrel.gov/docs/fy21osti/78037.pdf).
  • “Гонка материалов” для противодействия влиянию Китая и обеспечения безопасности альтернативных цепочек поставок энергии усугубит глобальную напряжённость на многих фронтах.

Перейти к обсуждению

Добавить комментарий