Ирина Гайда. Трансграничное регулирование в ЕС требует изменения правил торговли.

Ирина Гайда. Трансграничное регулирование в ЕС требует изменения правил торговли.

Ирина Гайда. Трансграничное регулирование в ЕС требует изменения правил торговли.

Перед самым Новым годом Европейский круглый стол по изменению климата и устойчивому переходу (European Roundtable on Climate Change and Sustainable Transition, ERCST) провёл обсуждение (https://www.youtube.com/watch?v=wURl_V9BADM) своей четвёртой уже версии описания текущей ситуации с трансграничным углеродным регулированием (ТУР, или carbon border adjustment mechanism, CBAM), механизмом, представленном Еврокомиссией на рассмотрение стран-членов ЕС в июле 2021 года в рамках климатической программы Fit for 55 (с целевым показателем по сокращению выбросов на 55% до 2030 года). Он подразумевает, что поставщики продукции и товаров с высоким углеродным следом на территории ЕС должны будут платить за выбросы парниковых газов на всех этапах производства.

До 12 января должны завершиться дополнительные консультации ЕС с экспертной группой, сформированной государствами — членами ЕС, и уже в этом месяце предполагается подготовить соответствующий закон. Европарламент и Совет Европы в течение следующих четырёх месяцев смогут изучить документ, утвердить его или внести правки. В случае необходимости период рассмотрения может быть продлен на два месяца. Предполагается официально узаконить ТУР к 2023 году.

ERCST даёт свою оценку текущих предложений по ТУР, рекомендации по их совершенствованию, а также подробно раскрывает его возможные «подводные камни» для различных секторов европейской экономики (https://ercst.org/…/upl…/2021/12/2021120914_P2R4-v11.pdf). В частности, исследователи подчёркивают, что ТУР должен стать частью сложной архитектуры соответствующих нормативных актов, институтов и инициатив и дополнен целым рядом мер, выходящих за его собственные рамки. Эти дополнительные меры должны быть направлены на повышение эффективности механизма трансграничного регулирования и на устранение важных пробелов и препятствий, которые невозможно обойти в рамках самого ТУР.

Исследователи описывают несколько дополнительных стратегий, которые могли бы частично смягчить вероятные экспортные потери в рамках ТУР. В частности, они отмечают, что, возможно, ТУР потребуется адаптировать с учётом специфики разных секторов экономики, принимая при этом тот факт, что сам механизм должен быть единым, а не отдельным для каждой отрасли.

В краткосрочной и среднесрочной перспективе ERCST считает необходимым дополнить ТУР политикой поддержки низкоуглеродных инноваций и инвестиций с помощью таких инструментов, как углеродные контракты на разницу, субсидии на исследования и разработки, стандарты на отечественную продукцию и целевые экологически госзакупки.

В долгосрочной перспективе правительствам ЕС и государств-членов следует уделять приоритетное внимание повышению эффективности взаимодействия с торговыми партнерами для достижения консенсуса в области целей климатической политики, выработки единых стандартов измерения выбросов и сопоставимых цен на углерод. В краткосрочной и среднесрочной перспективе смягчить негативные последствия от введения ТУР и повысить его политическое признание за рубежом можно путём оказания адресной поддержки развивающимся странам. Для долгосрочной жизнеспособности ТУР необходима реформа правил торговли.

«В ближайшей краткосрочной перспективе, если мы хотим добиться работоспособности ТУР, нужно понять, как можно включить в него косвенные выбросы, — считают в ERCST. — ЕС должен реформировать существующий режим компенсации косвенных издержек таким образом, чтобы он более последовательно применялся во всех государствах-членах и точно отражал полное увеличение затрат на выбросы углерода, налагаемое на производителей ЕС с помощью схемы предельного ценообразования на электроэнергию». Однако в среднесрочной и долгосрочной перспективе включение косвенных затрат в ТУР станет неизбежным, полагают эксперты.

Перейти к обсуждению

Добавить комментарий