Ирина Гайда. Углеродный налог. Версия Китая. Международные исследования.

Ирина Гайда. Углеродный налог. Версия Китая. Международные исследования.

Ирина Гайда. Углеродный налог. Версия Китая. Международные исследования.

В прошлую пятницу стало известно о том, что в Китае официально запустили общенациональную систему торговли квотами на выбросы CO2 (ETS) — один из инструментов достижения Поднебесной пика выбросов к 2030 году и углеродной нейтральности к 2060 году (через десять лет после США и ЕС).
Китайская ETS опередит европейскую и станет крупнейшим в мире углеродным рынком почти с 4 млрд. тонн квот на выбросы углекислого газа. Это позволит удвоить мировую долю выбросов, охваченных системами торговли квотами. Но подход у китайской системы другой: сама по себе эмиссия углекислого газа не лимитируется, при этом предприятия, повышающие норму выхлопа, платят за каждую тонну CO2 по удельным (на единицу продукции) лимитам.
Система охватывает все предприятия, выбрасывающие более 26 тыс. тонн углекислого газа за год. При снижении выбросов ниже данной отметки в течение двух лет компании разрешат выйти из ETS. Первыми в систему попали электрогенерации (2225 электростанций с нормой выбросов 0,877 метрических тонн CO2 / МВт*ч для угольных генераций мощностью свыше 300 МВт), но в течение пяти лет она должна включить в себя ещё семь энергоёмких секторов, включая нефтехимию, химию, производство стройматериалов, стали, цветных металлов, целлюлозно-бумажную и авиапромышленность. Участники ETS смогут использовать сертифицированные в Китае проекты сокращения выбросов (CCER) для компенсации до 5% выбросов по объёму.
Первые торги состоялись 16 июля, но сама система была введена в работу 1 февраля этого года. «Запрягать» китайцы намерены долго: изначально цена углерода будет невысокой, квоты на выбросы — щедрыми, а участники рынка получат время для снижения выбросов, чтобы не ставить под угрозу экономический рост. Однако в долгосрочной перспективе объём разрешений на выбросы будет снижаться, а затраты на снижение выбросов расти. Торги станут проводить в ежедневном режиме, исключая выходные дни. Потолок ценовых колебаний на день ограничивается в пределах 10%.
Пилотная программа торговли квотами на выбросы углерода была запущена в 2013 году и включала восемь пилотных рынков: Пекин, Чунцин, Фуцзянь, Гуандун, Хубэй, Шанхай, Шэньчжэнь, Тяньцзинь. За последние семь лет там было продано около 445 млн. тонн квот на выбросы углерода. Средние цены на углерод в рамках пилотных проектов составляли около 25 юаней ($3,9) за тонну CO2, но их планируют увеличить c прогнозируемых $7,8 за тонну в 2021 году до $300-350 к 2060 году примерно 50 юаней. Именно такая базовая цена на углерод, по оценкам правительства страны, необходима для достижения «чистого ноля».
«Извлекая уроки из предыдущего опыта в области экологической политики, директивные органы Китая пошли по постепенному пути развития как системы торговли выбросами, так и, параллельно, поддержки институтов, занимающихся вопросами мониторинга отчётности и проверки, а также правоприменения, — говорит Валери Карплюс ( Valerie Karplus), доцент американского университета Карнеги — Меллон и автор исследования китайской системы торговли выбросами в рамках Гарвардского проекта по климатическим соглашениям. – Углублённый анализ показывает, что в своей основе это переходная система, которая сочетает в себе элементы целевых показателей на уровне предприятий, государственного контроля и промышленной политики с рыночным механизмом. Многие считают отклонения от рыночного механизма необходимыми и важными для приобретения участия, накопления опыта и решения проблем с акционерным капиталом, особенно на начальном этапе. Со временем параллельные изменения — реформа рынка электроэнергии, снижение стоимости возобновляемых источников энергии и других передовых энергетических технологий, а также более сильные, более географически ровные возможности мониторинга отчётности и проверки, а также правоприменения — вероятно, будут способствовать менее дорогостоящей и более эффективной работе системы. Таким образом, будущие воплощения ETS могут стать мощным инструментом для управления выбросами CO2 в охваченных отраслях промышленности. ETS Китая также, вероятно, послужит примером для правительств других развивающихся стран, которые ищут экономически эффективные пути смягчения своего собственного вклада в изменение климата».
В исследовании отмечается, что глобальные усилия по смягчению последствий изменения климата должны будут учитывать все парниковые газы, а не только CO2 (на который приходится примерно 80% общего объёма выбросов парниковых газов в Китае). Им также придется смириться с тем фактом, что выбросы не прекращаются в рамках национальных границ, а скорее являются результатом совместных действий множества участников глобальных цепочек поставок. В настоящее время цель Китая по достижению углеродной нейтральности к 2060 году не включает другие выбросы парниковых газов, а также не несётся ответственность за эти выбросы за пределами страны, даже если они косвенно связаны с китайскими компаниями или производственной деятельностью в Китае через цепочки их поставок. «Разработка национальных ETS Китая дополняет, а не заменяет целенаправленные усилия по решению этого более широкого круга проблем, — считает эксперт. — Ключевой вопрос заключается в том, как развивать ETS таким образом, чтобы со временем способствовать повышению уровня целей».

Перейти к обсуждению

Добавить комментарий