От Тангейзера до Банщика один шаг. Искусство или преступление?

От Тангейзера до Банщика один шаг. Искусство или преступление?

От Тангейзера до Банщика один шаг. Искусство или преступление?

Тема нравственности всплывает в сообщениях СМИ с завидной регулярностью. Сначала верующие возмутились скандальной постановкой оперы “Тангейзер” в Новосибирском театре, где Христос представлен любовником богини Венеры. Режиссера скандальной постановки перевели на работу в Большой театр, а директора новосибирского театра уволили. Не успели улечься страсти с Тангейзером, как в сети появилось видео, на котором школьницы из Оренбурга исполняют танец пчелок в технике “тверкинг” (активные движения бедрами, ягодицами и животом при почти полной неподвижности остальных частей тела). Скандальным роликом заинтересовался Следственный комитет. В то же время актеры псковского театра написали письмо министру культуры России с просьбой обратить внимание на спектакль “Банщик”. В постановке используется нецензурная брань, обнаженная натура и другие “атрибуты современного искусства”.

Что это, шаги в сторону тотальной цензуры культуры или проявление нравственного сознания в обществе? Могут ли общество, государство или церковь влиять на искусство, на то, что делает художник? Специально для ЯтакДУМАЮ об этом самые известные люди России:

Актриса и телеведущая Эвелина Бледанс считает, что каждый творец руководствуется своими моральными принципами: “Я, например, несмотря на свой эпатажный, вызывающий сексуальный образ, никогда за всю свою жизнь ни разу не разделась – ни на сцене, ни в журнале, ни в кино. Для меня это всегда было табу…Как артисты будут говорить со зрителями, так и зрители будут общаться между собой! Не надо учить людей нехорошим вещам!”

С ней согласен актер, создатель Театра ужасов Гоген Солнцев: “Возможно, какие-то режиссеры говорят, что по костям пройдут и все сделают. Это вопрос воспитания, вопрос какого-то внутреннего собственного ощущения и уважения к окружающим тебя людям. Директора театра (Новосибирского театра оперы и балета – прим.ред. yatakdumayu.ru) я бы не стал снимать за это, сделал бы выговор. Возможно, направил бы туда комитет цензоров, которые дали бы мне заключение о том, насколько это может задевать чувства верующих, а потом бы только суд решал, насколько это попадает под закон об оскорблении чувств верующих”. Однако он считает, что церковь сама вызывает насмешки от художников в свой адрес: “Сейчас появляются уже такие троллинги “РПЦ головного мозга”. Церковь очень навязчиво предлагает свои услуги. Возможно, она сама провоцирует на такие насмешки и подколки в свой адрес художников”.

Актриса, депутат Госдумы РФ, член комитета по культуре Елена Драпеко уверена, что кроме свободы художника, актера, творца, есть еще ответственность гражданина перед обществом. “Да я бы сама пощечину дала этому директору, режиссеру за то, что они себе позволили на сцене в храме искусства оскорбление традиционных наших верований. Поэтому я поддерживаю решение Министерства культуры. А если он (режиссер, поставивший Тангейзера, был приглашен на работу в Большой театр – прим.ред. yatakdumayu.ru) и в Большом театре что-то подобное поставит, то и директор Урин будет уволен”, подчеркнула депутат.

Полные видео интервью:

Материал подготовлен редакцией проекта ЯтакДУМАЮ

При частичном или полном использовании текстового, видео или аудиоматериала сайта ссылка на yatakdumayu.ru обязательна

Перейти к обсуждению

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.