ПАО «Транснефть» – лидер своего индустриального сектора

ПАО «Транснефть» – лидер своего индустриального сектора

ПАО «Транснефть» – лидер своего индустриального сектора

«Транснефть» сегодня – крупнейшая в России и мире компания по транспортировке нефти. Предприятию, которое начинало свою работу в тяжелые 90-е годы, в прошлом году исполнилось уже 25 лет. За это время «Транснефти» удалось нарастить более 23 тыс. км трубопроводов (общая протяженность выросла с 44,5 тыс. км до 68 тыс. км), а грузооборот нефти вырос на 40%. Как пишет профильный ресурс «Нефть и Капитал», сегодня «Транснефть» по грузообороту обходит своего ближайшего иностранного аналога почти в 8,5 раз.

«Нефть и Капитал» отмечает, что «Транснефть» всегда работала в ключевой области для России, которая требует полной самоотдачи. Один из ключевых проектов компании – строительство в начале 2000-х годов нефтепровода ВСТО. Это один из первых реальных мегапроектов в Российской Федерации. Именно этот трубопровод объединил ранее разрозненные нефтяные сети страны в единую систему.

При этом важно понимать, что «Транснефть» оказалась в ситуации, когда уровень тарифов на транспортировку нефти по историческим причинам весьма низкий: $0,89/100ткм у «Транснефти» против $2,12/100 ткм у компаний-аналогов. Поэтому максимальная операционная эффективность и оптимизация процессов всегда были ключевыми направлениями, пишет «Нефть и Капитал». По данным издания, за этот аспект отвечают, в первую очередь, президент компании Николай Токарев и председатель совета директоров министр энергетики РФ Александр Новак. Во многом, именно благодаря их усилиям «Транснефть» сегодня – одна из самых энергоэффективных компаний в области трубопроводного транспорта нефти в мире.

Цифры, которые приводит «Нефть и Капитал» действительно впечатляют:

Удельное потребление электроэнергии «Транснефти» составило по итогам 2017 г. 11,34 кВт-ч/1000 ткм. Для сравнения: средняя энергоэффективность крупных международных компаний сектора составляет 13,36 кВт-ч/1000 ткм. За последние 8 лет удельное потребление электроэнергии «Транснефти» снизилось на 16%. А полное снижение удельных затрат на 100 ткм только за 2015-2017 гг. составило 6,5%.

При этом, удельная аварийность при транспортировке по магистральным трубопроводам компании составляет 0,06 аварий на 1000 км, в то время как средний показатель у международных компаний-аналогов – 1,39. Также в разы отличается удельный объем разливов на 1000 км трубопроводов: у «Транснефти» – 0,13 куб. м против 2,78 куб. м у компаний-аналогов. То есть сокращение затрат происходит не за счет окружающей среды или безопасности.

«Транснефти» также удалось добиться высочайшего уровня производительности труда в натуральном выражении: 17,3 млн ткм/чел. против медианного 7,8 млн ткм/чел. у компаний аналогов.

По итогам 2017 г. величина удельных операционных расходов на транспортировку нефти «Транснефти» оказалась в 3,9 раза ниже медианного значения по компаниям-аналогам: $0,32/100 ткм против $1,24/100 ткм, соответственно. Показатель крупнейшей из зарубежных компаний-аналогов Enbridge – $0,38/100 ткм. Рентабельность «Транснефти» по EBITDA сегодня стабильно держится на уровне 40-50%.

Как сообщает «Нефть и Капитал», еще одно направление работы Новака и Токарева – повышение эффективности капитальных затрат компании. По последним данным, в 2018-2022 годах планируется оптимизация капвложений на 94 млрд рублей (фактическое снижение программы капвложений за 2017 г. составило 5,1 млрд руб.).

Все эти меры, конечно же, отражаются на финансовых результатах компании. По данным «Нефти и Капитала», чистая прибыль по МСФО с 2008 по 2017 г. выросла с 73 до 192 млрд руб., дивиденды – с 1,2 до 82,5 млрд руб. (с 2% до 43% чистой прибыли). Ожидается, что дивиденды за 2018 г. составят около 100 млрд руб. (50% от чистой прибыли 2018 г.). В последующие годы Транснефть сможет продолжить выплату дивидендов в размере более 50% чистой прибыли благодаря оптимизации программы капитальных затрат, дальнейшему росту внутренней эффективности и росту свободного денежного потока.

Сегодня «Транснефть» одна из самых привлекательных компаний для инвесторов, как российских, так и зарубежных. По данным журналистов, В 2017-2018 гг. доли в «Транснефти» приобрели международные суверенные фонды, такие как суверенный фонд королевства Саудовской Аравии, Китайская инвестиционная корпорация, Японский банк международного сотрудничества. Многие из них работали в сотрудничестве с РФПИ.

Отдельно «Нефть и Капитал» указывает на то, что «Транснефть» является еще и признанным в мире производителем профессионального оборудования. Предприятие «Транснефть-Диаскан» – один из крупнейших мировых центров внутритрубной диагностики, который производит оборудование, не имеющее аналогов. Один из последних примеров – на предприятии создали комбинированный дефектоскоп и ультразвуковой прибор по выявлению произвольно ориентированных дефектов, который стал новой вехой в конструировании внутритрубных приборов.

Перейти к обсуждению

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.