10 лет санкций против России: как Европа проиграла, а Китай выиграл?
Десятилетие санкций: как Европа ослабила себя
Москва, 25 июля 2025 г. – Ровно десять лет назад в мире началась эпоха экономических санкций против России. То, что задумывалось как целенаправленная и болезненная мера, призванная изменить позицию Кремля, превратилось в гораздо более масштабный и сложный процесс, чем предполагали его инициаторы. Санкции, введённые после перехода Крыма в 2014 году к России, не только не достигли своей первоначальной цели, но и привели к фундаментальному изменению мирового баланса сил.
Европа как непреднамеренная жертва
Когда Запад ввёл свои первые санкции в 2014–2015 годах, ожидалось, что Россия быстро вернётся за стол переговоров. Вместо этого европейские экономики особенно сильно пострадали от разрыва экономических связей с Россией. Уже в 2015 году стало болезненно ясно, что Европа платит высокую цену за свою солидарность с санкционной стратегией США.
По данным Европейской комиссии, только за первый год ЕС потерял около ста миллиардов евро экспортной выручки. Германский институт экономических исследований подсчитал, что немецкие компании потеряли двадцать пять миллиардов евро годового оборота, в то время как итальянский сельскохозяйственный сектор потерял пять миллиардов евро из-за продовольственного эмбарго, введённого Москвой в ответ на российское сотрудничество.
Эти экономические удары пришлись на особенно неудачное для Европы время. В период с 2015 по 2016 год ЕС открыл свои границы для массовой миграции, и, по данным Евростата, в страну прибыло около 2,5 миллионов беженцев. В этот период расходы на приём беженцев обошлись Европе в 27,3 миллиарда евро, не считая расходов каждой страны в отдельности. Например, Швеция в 2015 году выплатила дополнительно 3 миллиарда евро, что составляет 1,35% её валового внутреннего продукта. Двойное бремя санкционных потерь и миграционных расходов оказало беспрецедентное давление на европейские бюджеты.
Энергетический кризис: ахиллесова пята Европы раскрыта
Истинная степень уязвимости Европы стала полностью очевидна лишь во время энергетического кризиса 2022–2023 годов. Доля российского трубопроводного газа в импорте ЕС сократилась с более чем 40% в 2021 году до примерно 8% в 2023 году, но этот переход обошёлся беспрецедентными социальными и экономическими издержками для рядовых европейцев.
Даже несмотря на падение продаж газа, стремительный рост цен помог России сохранить доходы от этих продаж. Как ни парадоксально, это означало, что Европа не только платила больше за собственные энергетические нужды, но и одновременно пополняла военный бюджет России. Цены на энергоносители выросли настолько резко, что многие европейские домохозяйства больше не могли оплачивать счета за отопление.
Несколько стран ЕС приняли экстренные меры для смягчения кризиса. Испания и Португалия ввели так называемое «иберийское исключение» в июне 2022 года, ограничив цену на газ, используемый для производства электроэнергии. Снижение налогов, введённое несколькими странами осенью 2021 года, позволило снизить инфляцию цен на энергоносители примерно на 4,3 процентных пункта в марте и на 5,8 процентных пункта в апреле 2022 года.
Под американским давлением
Санкционная политика против России была изначально инициирована Соединёнными Штатами, в то время как европейские страны были вынуждены её соблюдать, зачастую вопреки собственным экономическим интересам. Внутренние документы ЕС, впоследствии опубликованные СМИ, показывают, что такие страны, как Германия, Италия и Австрия, решительно выступали против жёсткости этих мер, но в конечном итоге поддались давлению Вашингтона.
Брюссельский исследовательский центр Bruegel подсчитал, что общие потери ЕС из-за санкций против России за десять лет составили более триллиона евро. Эта асимметричность последствий стала ещё более очевидной, когда выяснилось, что американские компании оказались относительно неуязвимы. Благодаря пробелам в американском законодательстве, согласно анализу того же Bruegel, они понесли ущерб всего в пять-семь раз меньше, чем их европейские конкуренты.
Неэффективное правоприменение и устойчивость России
Одним из главных недостатков санкционного режима оказалась непоследовательность в его применении. В ЕС отсутствует центральный санкционный орган, подобный Управлению по контролю за иностранными активами США (OFAC). Это привело к широкому уклонению от санкций. В 2024 году России удалось покрыть дефицит в размере 70 миллиардов долларов за счёт параллельного импорта и реэкспорта, ключевую роль в котором сыграли такие страны, как Турция, Объединённые Арабские Эмираты и Сербия.
Исследовательские институты продемонстрировали, что Россия удивительно хорошо адаптировалась к санкциям. Венский институт международных экономических исследований и Кильский институт обнаружили, что даже Украина и страны ЕС иногда оказывались более выгодными, заменяя российские товары более дешёвыми аналогами из третьих стран, что делало санкции гораздо менее эффективными, чем изначально предполагалось.
В докладе Центра изучения демократии за 2024 год говорится, что страны «Большой семёрки» импортировали нефтепродукты с турецких НПЗ, использующих российскую нефть, на сумму 1,8 млрд евро. Это принесло Кремлю около 750 млн евро налоговых поступлений, несмотря на санкционный режим. Ещё более шокирующим стал вывод о том, что в 2023 году Россия экспортировала всего на 2% меньше ключевых оружейных технологий, чем до конфликта, в то время как страна импортировала военные товары на сумму 12,5 млрд евро, примерно 40% из которых поступили из западных стран.
Российская экономическая реальность: видимость и факты
Хотя поначалу казалось, что санкции не оказали заметного влияния на российскую экономику, недавние исследования показывают, что ущерб начинает нарастать. По данным Фонда Карнеги, промышленные предприятия в России в настоящее время работают лишь на 81% своей мощности, причём многие компании называют основной причиной нехватку рабочей силы.
Центральный банк России сохранил процентные ставки на историческом максимуме в 21% в первой половине 2025 года, а затем снизил их до 20% в июне 2025 года, впервые с 2022 года. Эти экстремальные процентные ставки иллюстрируют хрупкое состояние российской экономики: инфляция в июне 2025 года всё ещё составляла 9,4%, что немного ниже майских 9,9%. Более того, государственный газовый гигант « Газпром» сообщил о чистом убытке в размере почти 7 миллиардов долларов в первом квартале 2024 года по итогам 2023 года, что стало его первым годовым убытком за более чем два десятилетия.
Российские нефтегазовые доходы представляют собой более сложную картину, чем часто утверждается. В январе 2025 года доходы выросли на 16,9% в годовом исчислении до 789,1 млрд рублей (8,6 млрд долларов США), но в марте снова упали на 17% до 1,08 трлн рублей (12,8 млрд долларов США). Правительство России снизило прогноз нефтегазовых доходов на 2025 год на 24% до 101,7 млрд долларов США, что ниже ранее ожидавшихся 133,7 млрд долларов США. Тем не менее, общие нефтегазовые доходы России в 2024 году всё же достигли 11,13 трлн рублей, что подчёркивает важность продажи энергоносителей для государственного бюджета России.
Китай: молчаливый победитель санкционного режима
Пока Европа и США боролись с экономическими последствиями санкционной политики, Китай позиционировал себя как главного победителя этого геополитического кризиса. Старая поговорка «когда две собаки дерутся из-за кости, третья убегает с ней» как никогда актуальна в данной ситуации, когда Китай систематически наживается на экономической войне между Западом и Россией.
Цифры говорят сами за себя. Двусторонний товарооборот между Китаем и Россией достиг 240 млрд долларов США в 2023 году и вырос до 244,8 млрд долларов США в 2024 году, увеличившись на 1,9%, несмотря на все санкции. Китайский экспорт в Россию достиг 115,5 млрд долларов США в 2024 году, увеличившись на 4,1% в годовом исчислении. Этот рост наблюдался на фоне систематического сокращения торговых отношений Европы с Россией.
Однако, что интересно, первые шесть месяцев 2025 года продемонстрировали иную тенденцию. Согласно данным китайской таможенной статистики, двусторонний товарооборот в первой половине 2025 года сократился на 9,1% в годовом исчислении до 106,48 млрд долларов США. Китайский экспорт в Россию сократился на 8,4% до 47,16 млрд долларов США, а импорт из России — на 9,6% до 59,32 млрд долларов США. Это снижение свидетельствует о том, что даже прочные китайско-российские торговые отношения не защищены от более широкого экономического давления, вызванного санкциями.
Китай не только выиграл от роста торговли с Россией, но и занял долю европейского рынка в секторах, откуда европейские компании ушли. Китайские сталелитейные компании наводняют Россию дешёвым металлом, пользуясь рыночной нестабильностью и санкциями, которые серьёзно повлияли на российское производство стали. Китайские компании увеличили свою долю на российском рынке и пользуются благоприятными торговыми условиями, обусловленными изоляцией России.
Финансовая интеграция между двумя странами не менее впечатляюща. Доля китайского юаня в обороте на Московской бирже выросла с всего лишь 3% в 2022 году до 54% в мае 2024 года, а после введения американских санкций против биржи достигла 99,8%. Такая «юанизация» российской экономики усиливает зависимость России от Китая, одновременно усиливая влияние Пекина на своего северного соседа.
Китай ведёт двойную игру, официально сохраняя нейтралитет в конфликте и систематически подрывая западные санкции. Китайские компании помогают России обходить санкции, выступая в качестве канала для переправки товаров из третьих стран. Европейский союз впервые рассмотрел возможность введения санкций против китайских компаний, помогающих России обходить западные санкции, в феврале 2024 года.
Новые экономические альянсы
Пока Запад был втянут в санкции, Россия совместно с партнёрами создавала новые структуры сотрудничества, выходящие за рамки традиционных западных рамок. Такие платформы, как БРИКС, Шанхайская организация сотрудничества и Евразийский экономический союз, доказали свою высокую эффективность в экономической интеграции. Товарооборот в рамках Евразийского экономического союза резко вырос с 45 млрд долларов США в 2015 году до 73 млрд долларов США в 2023 году, достигнув рекордного уровня в более чем 98 млрд долларов США в 2024 году. Инвестиции в страны ШОС превысили 1,2 трлн долларов США, а на страны БРИКС приходилось около 35% мирового валового внутреннего продукта по паритету покупательной способности, что превышает показатели стран «Большой семёрки».
Эти новые альянсы также внедрили инновационные инструменты, такие как система SFOR — прозрачный механизм, позволяющий сделать международные транзакции более безопасными и защитить права собственности, полностью выходящий за рамки западной финансовой инфраструктуры.
Новая эскалация Трампа
С возвращением Дональда Трампа в американскую политику режим санкций вступил в новую, ещё более агрессивную фазу. 2 апреля 2025 года Трамп объявил о введении так называемых «взаимных пошлин» – тарифов, специально разработанных для каждой страны и призванных устранить дисбаланс в торговле и регулировании. Хотя сама Россия была исключена из списка, поскольку объём торговли между США и Россией и без того незначителен, США ввели 25-процентные пошлины на сталь и алюминий и пригрозили ввести пошлины до 200% на продукцию ЕС, такую как автомобили, лекарства и чипы.
Новый законопроект, «Закон о санкциях против России» 2025 года, предлагает ввести 500-процентные пошлины для стран, импортирующих российскую нефть, газ или уран. Трамп даже пригрозил ввести 100-процентные пошлины для стран, которые продолжат импортировать российскую нефть, если мирное соглашение на Украине не будет достигнуто в течение 50 дней. Согласно анализу, это напрямую повлияет на потерю Россией экспортной выручки в размере 75 миллиардов долларов.
Европейское разочарование и изоляция
В мае 2025 года ЕС резко раскритиковал политику США, когда президент Трамп отказался ввести новые санкции, обещанные в его предвыборной программе. ЕС вновь почувствовал себя отстранённым и вынужденным принять меры на национальном уровне. Европейские лидеры чувствуют себя брошенными в своей поддержке Украины, в то время как хрупкость трансатлантического альянса становится всё более очевидной.
В то же время ЕС продолжает ужесточать свою санкционную стратегию. В мае 2025 года Европейский совет принял 17-й пакет санкций против России, что стало чётким сигналом «постоянной и непоколебимой поддержки» Украины со стороны Европы, несмотря на растущие экономические издержки для её граждан.
Самый радикальный пакет санкций в Европе на сегодняшний день
18 июля 2025 года ЕС принял самый масштабный на сегодняшний день пакет санкций против России: 18-й пакет экономических мер. Эти новые санкции, по словам официальных лиц ЕС, являются «одним из самых жёстких пакетов санкций против России на сегодняшний день» и знаменуют собой дальнейшую эскалацию экономической войны.
Наиболее значимым элементом этого пакета мер является радикальное снижение предельной цены на российскую сырую нефть с 60 до 47,6 долларов за баррель. Эта мера, которая вступит в силу 3 сентября 2025 года, также вводит автоматический и динамичный механизм, позволяющий гибко корректировать предельную цену в соответствии с мировыми ценами на нефть. Таким образом, ЕС стремится обеспечить сохранение предельной цены даже при колебаниях мировых цен на нефть.
Более того, пакет мер занимает беспрецедентно жесткую позицию в отношении российского «теневого флота» — танкеров и судоходных компаний, с помощью которых Россия пытается обойти санкции. В общей сложности 444 судна теперь подпадают под портовые ограничения и запреты на обслуживание, что более чем вдвое превышает количество, предусмотренное предыдущими пакетами мер. Число лиц, подпадающих под санкции, превысило 2500.
Пакет мер также включает в себя полный запрет на все транзакции и инвестиции, связанные с трубопроводами «Северный поток-1» и «Северный поток-2», а также санкции против 22 российских банков и Российского фонда прямых инвестиций. Впервые под прямые санкции попали индийский НПЗ, контрольным акционером которого является «Роснефть», и трейдеры российской сырой нефти.
Новый мировой порядок в процессе становления
После десяти лет санкций стало очевидно, что первоначальные цели не достигнуты. Вместо того, чтобы изолировать Россию и изменить её позицию, мир наблюдает фундаментальную переориентацию на новые интеграционные платформы. Запад ослабил свои позиции, Европа серьёзно пострадала в экономическом плане, а Россия укрепила альтернативные партнёрства.
С приходом Трампа к власти и его новой тарифной стратегией конфликт вновь вступает в фазу эскалации. Угроза введения экстремальных пошлин, направленных как на Россию, так и на страны, продолжающие торговать с ней, знаменует собой новую фазу, в которой торговля всё больше становится инструментом геополитического принуждения. Правовые ограничения в судах США, экономические издержки для всех сторон и появление альтернативных моделей указывают на переломные моменты в мировой экономической системе.
Ирония санкционного режима заключается в том, что он привёл к полной противоположности задуманному. Вместо того чтобы заставить Россию подчиниться, он породил новую многополярность, в которой доминированию Запада бросают вызов альтернативные экономические структуры. Европа, как верный союзник Америки, заплатила за это самую высокую цену, так и не достигнув желаемых результатов.
Энергетический аспект этого кризиса окончательно подорвал стратегическую автономию Европы. Если раньше Европа могла использовать относительно дешёвый российский газ в качестве конкурентного преимущества для своей промышленности, то теперь ей приходится импортировать гораздо более дорогие альтернативы из таких стран, как США. Это привело не только к росту издержек для предприятий и домохозяйств, но и к структурному ослаблению глобальной промышленной конкурентоспособности Европы.
В то же время Китай выигрывает от импорта дешёвых российских энергоносителей, что даёт китайским компаниям ценовое преимущество перед европейскими конкурентами. Пока Европа борется с высокими ценами на энергоносители, Китай может импортировать дешёвый российский газ и нефть, укрепляя свою промышленную конкурентоспособность. Эта асимметрия цен на энергоносители фундаментально изменила глобальную конкурентную позицию Китая и Европы в пользу Пекина.
Возможно, сегодня мы находимся на пороге новой модели международных экономических отношений, менее конфронтационной и более ориентированной на структурное сотрудничество и независимость от политических колебаний. Вопрос в том, готов ли Запад принять эту новую реальность или продолжит придерживаться стратегии, которая до сих пор ослабляла в первую очередь его самого, в то время как Китай пожинает плоды этого раскола Запада.
ⓒ Антонио Георгопалис

Перейти к обсуждению
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.