Ночь длинных ковшей II – зачем сносят московские «самострои»?

Ночь длинных ковшей II – зачем сносят московские «самострои»?

Ночь длинных ковшей II – зачем сносят московские «самострои»?

Очередная “ночь длинных ковшей” завершена – уничтожено 107 объектов. В ближайшие месяцы снос продолжится. 77 владельцев, согласившихся на демонтаж получат компенсацию в размере 51-55 тыс. рублей за квадратный метр. Что получат в результате «зачистки» исторического центра москвичи пока – не ясно.

В принципе, демонтаж незаконных (по крайней мере, по мнению муниципалитета) киосков вполне вписывается в концепцию благоустройства Москвы Сергея Собянина. Еще в 2010 мэр объявил «джихад» московским рынкам, в результате которого было уничтожено или реорганизовано несколько десятков стихийных и не очень рынков, в том числе знаменитый «Садовод», на месте которого появился торговый центр. Была также объявлена война торговле в подземных переходах. Справедливости ради нужно сказать, что сегодня лишь немногие москвичи скорбят по безвременно ушедшим рынкам, а во многих переходах появились компактные и эстетичные торговые точки и, в целом, все это благотворно повлияло на внешний вид столицы.

Вероятно, положительный эффект будет и на этот раз, однако недовольных все равно достаточно. Причем далеко не все они являются владельцами «самостроев», купившими разрешение за взятку или капризными лентяями, которым тяжело пройти за любимой шавермой дополнительные 100 метров.

от привычных киосков остались руины

от привычных киосков остались руины

Для многих предпринимателей расположение торговой точки является критически важной; кто-то просто не понимает, почему он должен позволить уничтожить «плоды трудов своих», к тому же согласованные с прежними властями. Не все согласны с суммой компенсации – аренда квадратного метра в центре стоит от 15-20 тыс. рублей в год, не считая затрат на строительство новой торговой точки, которое обойдется в несколько раз дороже, чем в годы, предшествовавшие санкциям: падению цен на нефть и росту курса доллара.

Люди прекрасно понимают, что речь идет не только о безопасности и обеспечении доступа к коммуникациям, но в первую очередь к земельному фонду. Во время правления Лужкова землей, в том числе в исторических районах, торговали столь активно, что сегодня свободных «квадратов» практически не осталось. Естественно, что реализация даже 10% освободившихся участков принесет колоссальные прибыли. Весь вопрос в том, на что пойдут эти средства и не растеряются ли по дороге в казну?

Впрочем, многие москвичи поддерживают уничтожение несанкционированных торговых киосков и общепитов. Чаще всего инициативу Собянина хвалят за возвращение к, казалось бы, навсегда утраченному историческому облику Москвы.

Политолог Олег Матвейчев уверен, что «Ночь длинных ковшей» Москве во благо, а основной целью демонтажа киосков является благоустройство:

«Палатки и всевозможные рынки имеют два очень больших недостатка. Во-первых, они действительно уродуют вид Москвы. Столица превращается в Шанхай, а не в нормальный, европейский город и мировую столицу. И в этом смысле борьба с ними – это борьба за благоустройство. Вторая самая главная проблема – это то, что они либо не платят налоги, либо минимизируют их. По большому счету это борьба с черной экономикой. Очень часто в них не используются чеки или кассовые аппараты, продает неучтенная продукция, зачастую некачественная», – говорит Олег Матвейчев.

Полное видео интервью:

Кстати, в ЕС борьба с «самостроями» не ведется по причине… их отсутствия. Система строгого бюрократического контроля делает невозможным самовольное строительство. Если же строительство соответствует интересам государства или лоббируется крупной фирмой или корпорацией, его, скорее всего, легализуют.

Знаменитый флорентийский мост

Знаменитый флорентийский мост

Главные «самострои» Европы носят исторический характер. Наиболее знаменитый – флорентийский мост «Понте Векко», построенный в 14 веке. В 15 веке местные власти решили освободить флорентийские улицы от многочисленных мясных лавок, которые в те времена издавали не самый приятный запах и перенесли их на мост. А поскольку места всем не хватало, мост начал обрастать причудливыми конструкциями, сохранившимися до наших дней.

Материал подготовлен редакцией проекта ЯтакДУМАЮ
При частичном или полном использовании текстового, видео или аудиоматериала сайта ссылка на yatakdumayu.ru обязательна.

Перейти к обсуждению

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.