Цукерберг в Фейсбуке пообещал победить фейковые новости. Кто их выдумывает?
Марк Цукерберг, прямо в своём аккаунте Фейсбука, пообещал бороться с выдуманными новостями. По мнению основателя соцсети в Facebook пользователи видят 99 процентов настоящих новостей. Но один процент информационных материалов, всё же, относится к так называемым фейкам. Команда социальной сети уже начала работы по созданию сервисов, которые будут отделять и помечать выдуманные “новости”.
Пойти на борьбу с фейковым контентом Цукерберга заставили президентские выборы в США. Именно перед ними сеть наводнили выдуманные истории о кандидатах, их прошлом и настоящем.
Структура медиа пространства сегодня такова, что среднестатистический пользователь соцсетей чаще всего всецело доверяет своей френдленте, ведь друзья (френды), которые перепостили ту или иную ссылку, не могут обманывать. Этим феноменом пользуются создатели фейковых новостей для того, чтобы протолкнуть ту или иную идею, продукт или вызвать общественный резонанс и возмущение. Достаточно вспомнить те же акции протеста начала второго десятилетия этого века, когда любая новость со стороны оппозиции, например сообщения корреспондента телеканала “Дождь” о том, что в центр Москвы движутся колонны грузовиков со внутренними войсками или на окраинах Москвы размещаются военизированные подразделения чеченского спецназа, подхватывались в том же Фейсбуке тысячами перепостов и приводили протестную среду на грань истерики и взрыва.
Выдуманные новости в соцсетях – прекрасный инструмент для мгновенного создания мотивирующей волны. Причём, опыт показывает, что на анализ, даже самых нелепых сообщений, времени у аудитории просто нет, потому что френдлента, как конвейер, заваливает пользователя интересующей его информацией, какой бы идиотской или провокационной она не была. Из френдлент сразу нескольких социальных сетей (а почти каждый из нас зарегистрирован, минимум, в трёх) на человека несётся такой поток информации, какой не в силах проверить или толком переварить ни один среднестатистический пользователь.
В эту бездну проваливались не только самые обычные люди, но и например, ведущая популярной программы “Ревизорро” Ольга Романовская:
“Наверное, всё-таки нужно находить баланс, не погрязать в этом всецело. Я только в одной соцсети, не буду оглашать в какой, но я когда-то была в Одноклассниках и меня, честно, просто засосало. Это моя первая социальная сеть, в которой я общалась, и меня просто туда затянуло. Я даже перестала общаться с людьми наяву, вот сидела просто с утра до вечера, дома, в компьютере. Но, слава Богу, это темное прошлое позади.
Давайте всё-таки не забывать, что рядом живые люди, потому что всё чаще видишь, что молодежь, да и не только они – у нас тоже в компании так: сидят все с телефонами и общаются, когда друзья все вокруг, рядом. Поэтому давайте всё-таки сортировать, не путать виртуальную жизнь с настоящей.”
Можно сказать, что именно появление соцсетей, когда блогерами стали буквально все вокруг, у кого есть десяток или несколько тысяч френдов-подписчиков, привёл к настоящему кризису журналистики. Официальным СМИ больше некогда проверять информацию, ведь надо угнаться за миллионами блогеров, которые ничего проверять не обязаны и уже публикуют то, что профессиональный журналист, по старым меркам, должен был проверить обработать и дополнить. Об этом говорил yatakdumayu.ru футуролог и популярный блогер Максим Калашников:
А дальше в дело вступает ещё один закон современных медиа: всё, что популярно в социальных сетях важно и должно появиться на телевидении и страницах газет. Так выдуманные новости перекочёвывают из аккаунтов фейкораспространителей в умы телеаудитории, а оттуда опять попадают в социальные сети, обрастая всё новыми подробностями и деталями. Замкнутый порочный круг, короче.
Есть и ещё один элемент, в котором профессиональная журналистика лежит на лопатках – закон. Ведь журналист официального СМИ, написав клевету или ложь может попасть под суд, а блогеру (т.е. любому из нас), вроде бы, ничего и не грозит. Но государственные машины, причём сначала-то на том самом Западе, на который мы ориентированы со времён Петра Первого, уже давно взялись за отслеживание информационных стоков из блогосферы. Пока что, любое дело, когда блогера доводят до настоящего суда, вызывает широкий общественный резонанс, поемику о ущемлении свободы слова и т.д. Но уже сегодня можно предсказать, что законы в этой области будут только ужесточаться. И, судя по сказанному выше, это правильно!
Вот только, никакие государства, не в силах пока что, отслеживать выдуманные новости, сплетни и слухи семи с половиной миллиардов блогеров, населяющих Землю. И вряд ли, даже целый отдел, созданный под контролем лично Марка Цукерберга в Facebook, сможет вытащить пользователей популярной соцсети из той чудовищной матрицы, куда его засунули современные законы распространения информации…
Материал подготовлен редакцией проекта ЯтакДУМАЮ
При частичном или полном использовании текстового, видео или аудиоматериала сайта ссылка на yatakdumayu.ru обязательна.
Перейти к обсуждению
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.