Дмитрий Волошин. IT status quo – нам не хватает миллиона грамотных IT специалистов…
Сегодня важный день. Памятный и значимый. Десять лет назад в этот день первый раз был произнесен тезис о том, что стране не хватает миллиона айтишников. Надо сказать, что не внимающие журналисты сначала написали «миллиона программистов», но товарищи их поправили. И с тех пор нам не хватает миллиона ИТ-специалистов. Каждый год это число произносится с неизменным придыханием. Безотносительно происходящего. Разразилась эпидемия – миллиона нет. Начался массовый отъезд за рубеж – снова миллион. Заколдованное число. Магическое просто. И нет ни одной причины, почему через десять лет мы его опять не услышим. Объяснюсь.
Видите ли, нам действительно нужен миллион. Может два, это не очень важно. Проблема в том, что все скромно умалчивают о том, какой именно миллион. А это важно. Нам нужен миллион хороших айтишников, айтишников создающих, а не только реплицирующих. Кто такой создающий айтишник? Это тот, кто хотя бы понимает, что он делает. Если позволите – инженер. С соответствующим образованием, опытом и, что важно, мировосприятием. ИТ-отрасль, между нами говоря, делится на два непропорциональных лагеря: созидающие и обслуживающие. Нам обслуживать особо нечего, поэтому речь может идти только о создании нового. И тут у нас проблемки.
Многочисленные компании и организации плодят обслуживающий персонал. Ты читаешь резюме. Там написано – «программист». Вникаешь в опыт и образование. И понимаешь, что он, конечно, программист, но максимум, что может – это сдвинуть иконку на рабочем столе на тридцать пикселей левее. Он, конечно, смотрел лекции, где рассказывают, как надо программировать. Но в силу своего предыдущего опыта, и, главное, мировосприятия, он просто ничего не понял. Создатель – это кто хочет новое сделать, а не только бабок заработать. А обслуживающий персонал, он мыслит иначе. Ему зарплатка важнее. И именно таких пытаются «перепрофилировать» школы и организации. Получается вы видите как. Нам опять не хватает миллиона айтишников.
Почему так происходит уже десятилетие? Потому что на самом деле решение этой задачи никому не надо. Ну да, немножко миллиардов направляются на всякие потешки типа цифровых профессий. Потом отчитываются по цифрам, мол, еще 200 000 обучились программировать на Python. А то, что из этих 200 000 в отрасль реально не придет никто – не важно. Так устроен чиновничий мир. Надо показать большие цифры и замести под ковер результаты, которые ни на что не влияют. Я ничего не буду писать про цифровые кафедры в вузах. Про марафоны по программированию в национальных масштабах. Про деятельность Русофт и АПКИТ. Все это, наверное, важно. Просто никакого отношения к развитию ИТ категорически не имеет.
Вы можете сказать: «Волошин, хватит брюзжать. Делать чего?». И будете правы. К сожалению, быстрого решения, как все любят, тут нет.
Надо развивать математические и инженерные классы в школах. Надо категорически менять предмет «информатика» и подходы к подготовке учителей. Надо возрождать олимпиады и чемпионаты. Надо менять преподавателей в вузах на практиков. Надо создавать совместные R&D лаборатории индустрии и вузов. Надо создавать модель компетенций и центры их оценки для ИТ-специалистов.
В целом, надо целиться в качество. Надо растить крутых ребят. Это даст шанс, что крутые ребята вырастят себе крутых ребят. И запустится, наконец-то, система воспроизводства кадров. Спасибо за внимание.
канал Дмитрия Волошина в телеграм
Перейти к обсуждению
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.