Елена Живова. Проект школы будущего. Интервью с Леонидом Трониным
Тема среднего образования является одной из самых актуальных тем во взрослом мире, ведь от этого зависит наше будущее. У многих из нас есть дети.
Что же такое – школа? Учебные заведения, аналоги школ, существовали ещё в древнем Египте, а классно-урочную систему, функционирующую в современном мире, создал Ян Амос Коменский в XVII веке. С тех пор суть школы оставалась неизменной – как, чему и у кого учиться, решали взрослые.
Каждого человека, так или иначе, коснулось школьное обучение, но, по прошествии времени, школьные проблемы становились неактуальными. До появления детей, взрослые, фактически, не интересуются школами. И лишь работающие в системе школьного образования педагоги, психологи, и те, кто так или иначе связан со школой по профессии, погружены в проблемы школьников.
Но, всех этих людей объединяет то, что они взрослые. А это значит, что они видят и оценивают школу с позиции взрослого человека.
А как видят школу те, для кого она создана? Насколько современная школа идеальна для тех, кто в ней учится? Хотят ли дети как-то модернизировать школу, сделать её более продуктивной и комфортной?
Недавно, в разговоре с одним из учеников, я услышала интересные, новаторские рассуждения, немало удивившие меня.
Итак, знакомьтесь – третьеклассник Лёня:
– Когда я стану директором школы, родители никогда не будут вот так стоять.
– Как? – не поняла я.
– Мёрзнуть на улице, или толкаться у турникетов.
Ответ Лёни заставил меня задуматься – восьмилетний ребёнок в полной мере осознавал, насколько некомфортно чувствуют себя взрослые в ожидании детей. Хотя, в последнее время мамам и папам пришлось привыкнуть – пандемия, из-за чего в некоторых школах (например, на Сретенке) родителей не пускали не только в здание, но даже на школьный двор, под навес. Родители, няни или бабушки ждали детей на тротуаре. А ведь учебные месяцы приходятся на самое холодное время года, дети иногда задерживаются на занятиях, или рация барахлит, и тогда время ожидания затягивается.
В тот момент я, конечно, не думала ни о каком интервью, но решила поддержать тему, поскольку уважительное отношение мальчика к взрослым людям, ожидающим своих детей, меня тронуло.
– Лёня, в твоей школе, наверное, будет большой холл, и удобные кресла?
– В моей школе на первом этаже будет кафе для взрослых, где уставшие после работы родители смогут отдохнуть, ожидая детей. Выпить чай или кофе, пообщаться друг с другом, – уверенно ответил ребёнок.
– Какая замечательная идея!
– Нужно, чтобы в школе было хорошо всем. Не только учителям, но и детям, и их родителям. В кафе будут купоны на скидку для самых активных родителей.
– Для тех, кто делает что-то полезное для школы? – догадалась я.
– Да. А для детей будет другая столовая.
– Какой она будет? Наверное, с большим телевизором и мультфильмами? – предположила я.
– Нет. Дети должны общаться друг с другом, дружить. И к тому же, если каждый ребёнок уставится в экран, то на обед будет уходить не 20 минут, а 2 часа.
– Значит, столовая останется такой, как есть?
– Надо немного изменить меню. Думаю, необходимо добавить что-то вкусное, хотя бы в небольшом количестве – на полдник. Например, в понедельник предлагать детям чай с пастилой, во вторник – сок и маленький пакетик чипсов, в среду молоко с печеньем, и так далее – тогда, детям будет намного веселее пережить продлёнку и сделать домашнее задание, и в школе захочется побыть подольше – до полдника.
Мудрые рассуждения восьмилетнего мальчика удивляли меня всё больше и больше.
– То, что ты рассказываешь, очень интересно! А что ты думаешь об организации учебного процесса?
– Здесь я бы многое изменил. Информатика, например, необходима с первого класса, ведь дети с самого раннего возраста пользуются смартфонами и планшетами – вместо игр и мультфильмов их можно обучать программированию, созданию видео и так далее. Уроки по ведению блогов и актёрскому мастерству помогут детям учиться общению, умению рассказать миру о себе, а самые талантливые начнут зарабатывать – это будет для них стимулом.
– Наверное, это будет очень интересно! Расскажи подробнее, пожалуйста.
– Это будут такие же серьёзные занятия, с такими же тетрадями, как и по другим предметам. Только тетради будут красивые, и у каждого тетрадь будет оформлена по своему – с названием блога и личным логотипом. Дети будут записывать в тетради свои мысли, и разрабатывать контент для своего индивидуального канала или блога, с помощью педагога.
– Просто WOW! Лёня, у тебя потрясающие идеи, и я уверена, что твоя школа будет лучшей в мире!
– Я тоже в этом уверен. Ещё я думал о том, что дети постепенно вырастают. Некоторые из них, у которых нет младших братьев и сестёр, забывают, как это – быть малышом. Поэтому, старшеклассникам надо организовать совместные уроки с первоклассниками. Малыши будут учиться у старших правильному поведению в школе, а большие ребята научатся общаться с маленькими – этот навык пригодится им во взрослой жизни, когда они сами станут родителями.
– И, как будут проходить эти уроки?
– Например, старшеклассники будут читать первоклассникам, общаться с ними. Может быть, совместно чем-то заниматься, рисовать. Это надо обдумать подробно, и составить план.
– Лёня, а какой иностранный язык будут изучать дети в твоей школе?
– Иностранных языков будет несколько, как минимум английский, немецкий и французский. Эти языки необходимо знать каждому, чтобы спокойно путешествовать по миру, и иметь возможность работать в разных странах.
– А что ты думаешь о физкультуре? Знаю, что тебе нравится футбол, и ты с папой ходишь на футбольные матчи. Наверное, организуешь футбольный клуб?
– Да, мне нравится футбол, и я с удовольствием хожу смотреть на игру, но в моей школе футбола не будет.
– Почему?
– Это опасно. Любой профессиональный спорт может привести к травме. Поэтому, уроки физкультуры должны проходить спокойно. В моей школе они будут доступны для каждого ребёнка, с любой физической подготовкой.
– Потрясающе. Ты всё предусмотрел! А что бы ты ещё изменил?
– Я бы исключил такой вариант, когда несколько уроков подряд проходят с одним и тем же учителем. Например, сразу после русского языка не должна быть литература, и две математики подряд (алгебра и геометрия).
– Почему?
– Вы когда-нибудь задумывались о том, что неприязнь к определённым ученикам бывает не только у учителей?
– Не знаю, – растерялась я.
– А если я Вам скажу, что иногда и детям не нравятся некоторые учителя, и ребёнку сидеть два урока подряд с человеком, который ему неприятен, очень тяжело? Один урок – ещё нормально, но два или три – уже перебор.
– Ты имеешь в виду, что чувство неприязни может усугубиться?
– Да.
– Действительно, ты прав. Мы все разные, нам не могут нравится все люди подряд, и это нормально.
– Хорошо, что Вы меня поняли. Поэтому, надо чередовать. Тогда ни у кого не будет стресса – ни у учителей, ни у учеников.
Вообще, как я уже сказал, самое важное – чтобы в школе всем нравилось, и всем было комфортно. Не должно быть ничего неприятного.
Я постараюсь, чтобы в моей школе никому ничего не приходилось делать через силу. Только тогда учителя будут любить свою работу и общаться с учениками на позитиве, а дети будут с радостью идти в школу и процесс получения знаний станет для них увлекательным.
Наша редакция благодарит замечательного мальчика Леонида Тронина за то, что он поделился стратегией, и подарил миру свои идеи.
Также, выражаем искреннее уважение родителям Лёни – Светлане Арно и Денису Тронину. Родительский труд – самый ответственный.
Все мы ждём светлого будущего, но не замечаем, что оно уже здесь. Рядом с нами. Потому что благодаря таким внимательным и чутким детям, как герой этой публикации, наш мир становится совершеннее уже сейчас.
P.S. Надеюсь, это интервью прочитают те, кто имеет отношение к школьному образованию, проведёт среди детей анкетирование, и оптимизирует процесс обучения. Тогда современные дети, хотя бы в рамках отдельно взятых, частных школ, уже сейчас начнут учиться по современной системе и получать те знания, которые им действительно пригодятся в жизни.
Елена Живова
Перейти к обсуждению
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.