Китайско-российское сотрудничество в Арктике: новый этап развития Северного морского пути

Китайско-российское сотрудничество в Арктике: новый этап развития Северного морского пути

Китайско-российское сотрудничество в Арктике: новый этап развития Северного морского пути

Китайско-российское сотрудничество меняет правила игры в Арктике

В условиях таяния льдов, открывающего всё больше возможностей, Россия и Китай формируют прочный стратегический альянс вокруг трансформации Северного морского пути (СМП). Этот скоординированный подход сочетает в себе экономический рост, военный интерес и геополитическую напряжённость.

 

МОСКВА, 5 августа 2025 г. Морской перекрёсток в процессе трансформации

В 2024 году по Северному морскому пути (СМП) были завершены первые 92 полноценных транзитных рейса, в ходе которых было перевезено более трёх миллионов тонн грузов. Это исторический максимум, подчёркивающий стремление России превратить СМП в полноценный торговый маршрут. В 2025 году российские власти ожидают как минимум полуторакратного увеличения числа рейсов: заявлено 196 рейсов, а также роста числа перевозок иностранными перевозчиками. Ключевую роль в этом росте играют китайские компании: они планируют значительно расширить свои транспортные мощности, в том числе за счёт создания совместных предприятий с «Росатомом» и китайской компанией NewNew Shipping по строительству и эксплуатации контейнеровозов ледового класса.

Институционализация сотрудничества и цифрового контроля

Сотрудничество получило официальный импульс в апреле 2023 года, когда Китай и Пограничная служба ФСБ России подписали меморандум о более тесном морском взаимодействии. Это включает в себя координацию патрулирования, систем наблюдения, операций по борьбе с контрабандой и обмен данными. В мае 2024 года Си Цзиньпин и Владимир Путин создали специальный подкомитет по СМП, занимающийся совместным планированием объемов перевозок грузов, логистикой и обработкой научных данных. Это создало надежную основу для будущего наблюдения, включая инфраструктуру двойного назначения, такую как кабели передачи данных и платформы морского мониторинга. Ключевые компоненты, такие как подводный кабель «Полярный экспресс», обеспечивают Китаю структурную роль в цифровой магистрали СМП.

Военные учения и стратегическая зависимость

Растущее сотрудничество наблюдается и в военной сфере. В сентябре 2024 года китайские подводные лодки провели учения подо льдами Арктики, а стратегические бомбардировщики совершили совместное патрулирование над Беринговым проливом в ходе учений «Океан 24». Аналитические данные вашингтонского аналитического центра Центра анализа европейской политики (CEPA), специализирующегося, среди прочего, на трансатлантических отношениях, указывают на то, что эти учения носят не просто символический характер. Они представляют собой пилотные проекты будущего совместного оперативного присутствия, которые будут иметь последствия для подводной инфраструктуры, такой как кабели передачи данных и энергоснабжение.

В то время как Россия реализует свои арктические амбиции посредством этого сотрудничества, её зависимость от иностранных партнёров также растёт. В марте 2025 года президент Путин подтвердил, что Россия активно приглашает международных инвесторов, включая Китай и страны Персидского залива, к развитию портовой инфраструктуры, ледокольного флота и судоходных мощностей в Мурманске и других регионах. Это обеспечивает капитальные, технологические и логистические преимущества, но одновременно увеличивает риск постепенного подрыва российской автономии в отношении жизненно важных морских путей.

С 2020 года число китайских компаний в регионе СМП выросло с 48 до 123 в первой половине 2023 года, и ожидается дальнейший рост в 2025 году. В то же время Китай инвестирует миллиарды долларов в местную инфраструктуру и сохраняет значительную долю в стратегических проектах СПГ, таких как «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ 2». В 2024 году компания NewNew Shipping объявила о расширении новых контейнерных перевозок и портовых мощностей на сумму 2,5 млрд долларов. Эта экономическая взаимосвязь ставит Россию во взаимозависимое положение, но чаша весов всё больше склоняется в сторону влияния Китая.

Правовые последствия и вопросы суверенитета

Рост совместной китайско-российской деятельности вдоль СМП имеет существенные правовые последствия как в рамках международного морского права, так и российского законодательства. Северный морской путь в значительной степени проходит через исключительную экономическую зону (ИЭЗ) и территориальные воды России, но подпадает под действие Конвенции ООН по морскому праву (ЮНКЛОС). Россия ссылается на статью 234 ЮНКЛОС, которая позволяет государствам применять более строгие правила в покрытых льдом морских районах, в то время как западные страны делают акцент на таких принципах, как мирный проход и транзитный проход, учитывая, что СМП всё дольше остаётся свободным ото льда из-за изменения климата.

Меморандумы с Китаем вводят новый правовой уровень: Меморандум о взаимопонимании 2023 года официально предоставляет Китаю роль в обеспечении соблюдения морского законодательства, а подкомитет по СМП 2024 года предусматривает совместное планирование и цифровой мониторинг. Это фактически наделяет Китай полномочиями по совместному регулированию в российских водах. Такой совместный операционный контроль может осложнить претензии России на суверенитет, особенно в случае возникновения будущих арбитражных разбирательств или международных инцидентов.

Более того, эта практика противоречит российскому закону о Северном морском пути 2012 года (последние поправки в 2024 году), который предусматривает, что все иностранные суда должны иметь лицензию, а инфраструктура данных должна оставаться под контролем России. В действительности, китайские партнёры управляют важнейшими логистическими и цифровыми каналами связи. Западные эксперты-юристы предупреждают, что эти «серые зоны» создают возможности для споров, например, в рамках Арктического совета или в рамках операций США по обеспечению свободы судоходства (FONOP).

Общий коридор с геополитической напряженностью

К 2025 году Северный морской путь перестанет быть исключительной собственностью России, превратившись в стратегический коридор под совместным контролем с Китаем. Экономические выгоды для Москвы значительны, но юридические и геополитические издержки растут. Китай усиливает структурное влияние в российских водах, в то время как Запад укрепляет свои военные и правовые инструменты. С 2024 года НАТО и США рассматривают тесное сотрудничество России и Китая в Арктике как первостепенную угрозу безопасности. Норвегия и другие государства-члены НАТО активизируют арктическую подготовку и модернизируют свою инфраструктуру в Скандинавии и Польском коридоре. Одновременно западные государства готовят правовую базу для обеспечения более свободного прохода по Северному морскому пути, ссылаясь на прецеденты, такие как Северо-Западный проход Канады.

Будущее СМП будет зависеть от тонкого баланса между экономическим сотрудничеством, суверенным контролем и растущим потенциалом геополитической конфронтации на Крайнем Севере.

 

ⓒ Антонио Георгопалис

 

 

 

Перейти к обсуждению

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.