Турист в горах Красноярска или зачем российские СМИ наводят ужас на население
Зачем российские СМИ тиражируют дезинформацию, и смакуют грязные или кровавые подробности и в какой момент посещаемость и рейтинги стали дороже, чем объективность и правдивость?
В среду, 31 августа, российские СМИ поведали общественности душещипательную историю о том, как в Красноярском горном заповеднике пропадал московский турист, которого бросили погибать его товарищи.
По версии интернет-изданий история выглядит шокирующее: в горах заповедника «Ергаки» четверо туристов из Москвы бросили на произвол судьбы своего товарища, растянувшего связки на ноге, и уехали домой, не сообщив никому о происшествии. Свои действия они мотивировали возможным опозданием на самолет. В итоге, мужчине удалось дозвониться до матери, которая сообщила о происшествии в МЧС. Незадачливого туриста спасли и благополучно доставили в лагерь.
Нет повести печальнее на свете, но прежде чем холодеть от праведного гнева, и сетовать на индивидуализм и бездушность современного общества, необходимо ознакомиться с альтернативным мнением. На самом деле все выглядело несколько иначе.
Исполнительный директор Федерации альпинизма России Алексей Овчинников в телефонном разговоре с корреспондентом редакции ЯтакДУМАЮ опроверг информацию о том, что турист был брошен своими товарищами. Ссылаясь на информацию, полученную от МЧС Красноярского края, Овчинников рассказал, что на самом деле, пострадавший – никак не связан с туристами из Москвы. Мужчина в одиночестве гулял в природном парка «Ергаки», и потянул связки на ноге. Травмированного путешественника обнаружили туристы, и помогли ему добраться до Светлого озера, а также дали телефон, чтобы тот смог связаться со своими близкими.
Как видите, реальная ситуация диаметрально противоположна описанной в СМИ. Притом, стоит учитывать тот факт, что искаженную версию произошедшего опубликовали передовые российские издания, включая государственные.
В данном случае речь идет как минимум о распространении непроверенных данных. Но это всего лишь подвернувший ногу турист – относительно безобидный инфоповод, тем не менее, влияющий на общественное сознание и дающий определенную оценку «нравам» россиян. Обидно – но не слишком больно.
А вот когда речь идет о более значимых инфоповодах, связанных с политикой или важными социальными явлениями, как знаменитое вырванное из контекста «денег нет, но вы держитесь» Дмитрия Медведева, то это уже, простите, алармизм. Более того – угроза общественной безопасности.
Сейчас, конечно, не военное время, чтобы расстреливать паникеров и провокаторов, но, тем не менее, государству давно пора определить ответственность за распространение дезинформации. Подобные законопроекты время от времени рассматривались в Госдуме – в последний раз в 2014 году, но ни разу не дошли до логического завершения.
В итоге получается, что СМИ не только могут безнаказанно врать, но и влиять на общественное сознание, модулировать его и сеять любые настроения не только зарабатывая на посещаемости, но и, очевидно, выполняя определенные заказы от политических сил, лоббистов, НКО и так далее.
Не надо никакой конспирологии – достаточно посмотреть заголовки СМИ, чтобы осознать, что они как минимум на 50% заполнены гипертрофированным насилием, несчастьями, дезинформациями и манипуляциями. Российские СМИ не дают аудитории возможности настроиться на позитив.
Психолог Татьяна Самарина считает, что СМИ специально держат аудиторию в страхе.
«Когда человек находится в состоянии стресса и страха – он управляем. Выгодно влиять на людей, чтобы они находились в этом состоянии. Мы тогда не отдаем себе отчета, не задумываемся о своей жизни в момент, когда на нас вот так влияют. Мы просто все время находимся в боевой готовности. Мы постоянно слышим – здесь теракт, там самолет упал, тут еще какое-то негативное событие – мы живем в этом страхе. Люди все время излучают этот страх и подобное притягивает подобное», – говорит психолог.
Полное видео интервью:
Увы, эффективно противостоять подобным манипуляциям сознанием непросто. Но необязательно отказываться от новостей – достаточно просто научиться своеобразной информационной экологии. Сразу отфильтровывать заголовки, ориентированные на “чернуху”; не поддаваться эмоциям, навязываемым СМИ, но пытаться трезво оценивать информацию, желательно сопоставляя нескольких точек зрения; всегда искать контекст, вместо того, чтобы моментально реагировать на громкие фразы; научиться отслеживать “вбросы” и медийные вирусы – как правило они одновременно появляются из ниоткуда во множестве СМИ, и также бесследно исчезают спустя некоторое время и т. д.
Конечно, это непросто и требует определенной концентрации и усилий. Зато и живется спокойнее.
Материал подготовлен редакцией проекта ЯтакДУМАЮ
При частичном или полном использовании текстового, видео или аудиоматериала сайта ссылка на yatakdumayu.ru обязательна.
Перейти к обсуждению
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.