Павел Тонков. Татьяна Бурмагина. Диалоги без купюр. В чём твоя ценность…
Ты – ценный специалист на производстве или в офисе. Ты – эксперт и осознаёшь свою ценность. У тебя нет проблем с синдромом самозванца. Ты ценишь своё время, и оно стоит очень дорого, чем бы ты не занимался – будь то рыбалка или прогулка с детьми или публичное выступление на аудиторию или составление аналитик по бизнесу.
Какую ценность ты несёшь людям? Как определить, что твоё время – самый ценный ресурс – принесло реальную пользу для решения конкретных задач? В чём измерить ценность тех знаний и опыта, который ты передаёшь? Каков твой сегодняшний и будущий продукт?
Что ты ещё можешь привнести в этот мир? Как изменится жизнь людей с твоим изобретением? Какие потребности оно закрывает, какие вторичные выгоды получит человек, обращаясь за покупкой именно к тебе?
Почему ты наконец-то решил построить свою мега-корпорацию, уйдя из найма? Какие плюсы и минусы собственного бизнеса по сравнению с исполнением задач твоих руководителей…
Такие вопросы задаёт себе каждый человек, размышляющий над своим предназначением и своим местом в мире…
Мы запускаем совместную программу в онлайн формате «Диалоги без купюр». Старт проекта – 16 июня.
Итак стартуем…
– Павел, для начала проведём «инвентаризацию» – некий блиц по актуальным лично для меня темам…
Малый и средний бизнес – проблемы, поддержка и варианты решения задач развития предпринимательства…
Сартапы, образование, ТРИЗ и иные инструменты «быстрого реагирования» на турбулентность внешней среды.
С какими сложностями в настоящее время по Вашей практике сталкивается малый и средний бизнес и что нужно изменить и в законодательстве и во взаимоотношениях между бизнесом и властью в целом?
Малый средний бизнес сталкивается всегда со сложностями, если он с ними не сталкивается, то и не развивается. Насчёт законодательства – тут пока за рамками моих компетенций что-то менять. Могу сказать, что говорят предприниматели:
Что не хватает – прозрачности тендерных схем работы. Проблема давняя и слишком масштабная, даже не буду тут комментировать. При этом решение её возможно именно сверху вниз.
Нет связки образования и реального бизнеса. Студентов приходится переучивать практически с нуля. Проблема снизу не решается. Вузы не идут на то, чтобы в их процессы обучения вмешивались работодатели для их выпускников. А бизнесы не могут брать выпускников, так как проще взять человека с опытом, чем обучать заново неопытных студентов. В итоге много выпускников вузов не могут найти работу даже при условии кадрового голода по их профилю. Важно, чтобы вузы готовили кадры, а не людей с корочками. Но и бизнес тут нужно подтолкнуть взять на себя ответственность за гарантированный найм таких специалистов.
Очень вдохновляют появляющиеся технопарки и особые экономические зоны. Пока это очень небольшие объёмы. Тут предприниматели указывают в сторону Китая. Там пошли путём создания технологических зон по областям, в одном регионе один вид продукции, за счёт этого и конкуренция более технологическая получается, а не логистическая как у нас и возможность создавать льготные условия закупки сырья, ведь оно там закупается непрерывным потоком. Там много плюсов таких центров: скорость производства возрастает, гибкость с точки зрения выполнения любых заказов от единичных до серийных.
– Какие процессы поддержки стартапов сейчас есть в РФ – плюсы минусы и идеальный дизайн системы продвижения инновационных идей?
Есть государственные центры поддержки где можно найти экспертов и ответы на все возможные вопросы по бизнесу, получить бесплатную помощь. Например МБМ. Есть крупные корпорации, которые стремятся растить бизнеса под свои потребности и разного рода фонды и стартап студии, которые им в этом помогают. Тут почти все крупные крупные корпорации страны. Есть венчурные фонды, но в России их мало меньше. Есть частные эксперты коучи, трекеры и бизнес-аналитики, от финансирование до кооперации в виде агентств. Университеты активно включаются в этот процесс. Тут отдельная тема о том, насколько это замечательный опыт для студента пройти все процессы запуска бизнеса одновременно с обучением.
Плюсы всего этого в том, что для бизнеса сейчас нет сложности найти всю нужную информацию для старта, все бесплатно и в открытых источниках.
Минусы в том же обилии выбора. Он рождает очередную проблему – бездействие. Ведь, информации много, она всегда доступна и никуда не денется. Зачем стартовать сейчас? Да и страшно что-то начинать. И непонятно, что нужно сделать в первую очередь.
Насчёт идеального дизайна системы продвижения инновационных идей, моё мнение, что продвигать тут особо нечего. Людей с идеями всегда гораздо больше тех, кто их реализует. В большинстве случаев предприниматель знает очень хорошо свой бизнес, даже слишком хорошо. Помощь ему нужна в том, что он даже не осознает, что ему нужна помощь. Ведь он знает про свой бизнес все и даже больше чем все. Эксперты ему не нужны. Информацию он научился добывать. А вот изнутри увидеть всю картинку бизнеса в окружении внешних факторов не всегда получается, но крайне полезно. Нужен человек, который искренне будет интересоваться бизнесом и при этом не будет иметь профессиональных искажений, чтобы смотреть только в том направлении, которое понимает. Эти люди есть, их обучают мои партнёры из Академии трекеров, другие мои партнёры из Лаборатории Производственного трекинга помогают трекерам эффективнее работать с производственным сектором. Я сам обучился и получил сертификаты трекера предпринимателей, корпоративного и производственного трекера и продолжаю практиковаться и обучать.
– Павел, у Вас огромный опыт в ведении акселерационных проектов… Каковы ключевые ошибки стартапов?
Вопрос очень широкий, и если просто на него отвечать: ключевая ошибка стартапа – это предприниматель, его стартовавший…
Самые неочевидные ошибки для предпринимателя чаще всего скрыты в продукте. Очень многие предприниматели не видят его отличия от продукции.
Например, продукция кофейни – это кофе. Кофе может варить уже любой аппарат без человека, так зачем люди идут в кофейни? Задаём вопрос аудитории, что для них Кофе: это бодрость, старт дня, аромат, уют, вкус, предвкушение и т.р., все что угодно, но не качественно обжаренные свежие молотые зерна. Так зачем кофейне продавать только напиток, когда продукт – это все что дарит нужные утром эмоции: вежливый ненавязчивый бариста, приятные ароматы в кофейне, вкусные вкусности, приятная мелодия, картинки, все это рядом и т.д. и это нужно продавать такой же вкусной рекламой. Я представил, и уже хочется туда?
Вторая по популярности в моей практике ошибка – “я сам и никто кроме меня”.
Тут решения длинное, но суть его в том, чтобы расписать свои дела и понять, какие из них точно можно делегировать. Определить это легко – это те работы, которые при одинаковом времени дают меньше результат для оборота и прибыли.
И третье, но не последнее по значимости, это нежелание меняться.
Пока вы запускали свой бизнес, вашим преимуществом было умение подстраиваться под задачи мелкого бизнеса. Это умели делать только вы, крупные компании с вами не могли конкурировать. Вы выросли до 100 клиентов в неделю, а дальше рост встал, так как найти себе замену нет возможности. И тут нужно менять концепцию. Но делать этого вы не хотите, так как раньше же это работало. Пытаетесь решить ситуацию тем же путём и все глубже уходите в цейтнот…
Все ошибки происходят не от недостатка компетенций, а от отсутствия взгляда со стороны. Бежите, бежите, а остановиться и осмотреться не находите время.
– Многие корпораты часто жалуются на отсутствие прорывных инновационных решений проблем, на отсутствие инициативности сотрудников. И меня, в данной связи, всегда интересовала тема таких инструментов как ТРИЗ или Agile, и использование их в бизнесе… ТРИЗ по сути – это умение думать нестандартно и это начинается в раннем возрасте, то есть с семьи и с образовательных процессов в среднем учебном заведении… Что нужно изменить в системе образования и воспитания на Ваш взгляд сегодня?
Про корпорации – это отдельная тема… Это они сами должны себе ответить на вопрос – хотят ли они реально некой инициативы от сотрудников. Если бы хотели, то культивировали бы этот процесс, а не «зарывали» идеи на корню, ссылаясь на существующие принятые нормы и стандарты.
Про образовательные процессы – тут также вопрос с подвохом… И, по сути, ответ на вопрос, что нужно сделать в образовании или в принципах работы корпораций идентичен…
Всегда можно найти то, что не работает и предложить свои идеи это исправить. Вот скажу так, что система сделала всё возможное, чтобы образование было всесторонним, чтобы родители вовлекались в воспитание детей, в большинстве школ есть возможность получать все знания, какие только можно себе представить. И тут уже сильно зависит от людей на местах, насколько они способны гармонично все это сочетать и индивидуально подбирать под учеников – там тоже есть крайности.
Насчёт ТРИЗ – это очень крутой инструмент не просто по созданию идей, но и поиску путей их реализации. Дети изобретательны от рождения – иначе не выжить. Но с возрастом появляются страхи, негативный опыт, общественное мнение, недопонимание требований системы и родителей и т.д. И ребёнок перестаёт творить. ТРИЗ в саду точно не нужен, там дети любого тризовца заткнут за пояс. А вот педагогам знать основы было бы неплохо, чтобы они могли творчески подходить к решению сложных вопросов воспитания.
– В чём Вы видите ключевые драйверы роста и основные тренды на ближайшую перспективу
Ключевой драйвер роста в моем понимании – это политика здравого смысла. Это относится и к чиновникам, и к образованию и к собственникам бизнеса. Чем больше решений будет продиктовано здравым смыслом, тем быстрее будет рост.
Тренды с этим связанные уже наметились. В России свой путь развития, сейчас это начинают осознавать во многих сферах деятельности. Перестают бездумно копировать западные или восточные идеи, развиваются свои путем. Именно такой суверенитет позволит России выйти в лидеры во многих областях развития. Я в это верю!
Перейти к обсуждению
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.