Российский капитал в Бенилюксе: как олигархи десятилетиями скрывали активы в Европе
Российский капитал в Бенилюксе: сеть экономического влияния
Расследование сложных связок российских деловых интересов в Нидерландах, Бельгии и Люксембурге раскрывает сеть финансовых схем, которые обеспечивали геополитическое влияние на протяжении десятилетий.
МОСКВА/БРЮССЕЛЬ — 28 июля 2025 г. — На фоне сохраняющейся геополитической напряжённости в Восточной Европе и последующих европейских санкций становится всё более очевидной неприятная реальность: экономики Нидерландов, Бельгии и Люксембурга, вместе известных как страны Бенилюкса, десятилетиями были тесно переплетены с российским капиталом. Это переплетение осуществлялось не посредством формальной дипломатии, а через финансовые каналы: холдинговые структуры, инвестиционные фонды, недвижимость, энергетическую инфраструктуру и судебный арбитраж. В результате сформировался хрупкий баланс между открытой экономикой и стратегической устойчивостью.
Бенилюкс как геополитико-финансовый центр
Бенилюкс — это нечто большее, чем просто историческое партнёрство трёх небольших западноевропейских государств. После Лондонского договора (1944) регион превратился в интегрированную экономическую зону, имеющую непропорционально большое значение на европейском уровне. Население региона едва достигает 29 миллионов человек, но при этом он ежегодно управляет потоками международного капитала на тысячи миллиардов евро.
- В Нидерландах находится крупнейший порт в Европе (Роттердам), что делает страну логистическими воротами в Германию, Польшу и Чехию.
- В Бельгии находится политическое ядро Европы: институты ЕС, штаб-квартира НАТО и международная дипломатическая инфраструктура.
- Люксембург стал одним из самых влиятельных финансовых центров мира, специализирующимся на доверительном управлении активами, инвестиционных фондах и налоговом планировании.
Эта троица превратилась в привлекательную экосистему для групп иностранного капитала, включая российские компании, стремящихся к конфиденциальности, правовой определенности и налоговой эффективности.
Нидерланды: ворота к капиталу и налоговой оптимизации
С 1990-х годов Нидерланды приобрели международную репутацию «юрисдикции-кондуита» — юридического и налогового центра для капитала. Благодаря выгодным налоговым соглашениям, ограниченным требованиям к прозрачности и специализированным поставщикам услуг, страна стала центром для российских холдинговых компаний, часто создаваемых олигархами, имеющими интересы в энергетике, горнодобывающей промышленности, телекоммуникациях и СМИ.
Несмотря на то, что санкции, введённые с 2014 года, и их ужесточение после февраля 2022 года оказали давление на эти сети, в 2025 году в Нидерландах по-прежнему действовало более 300 компаний-«почтовых ящиков» с доказанным участием российского капитала. Многие из них зарегистрированы по почтовым адресам в Амстердаме, Гааге или Роттердаме и косвенно управляют недвижимостью в таких городах, как Вена, Милан или Будапешт.
Злоупотребление статусом «микропредприятия» остаётся серьёзной проблемой. Этот статус освобождает от требований по раскрытию информации и позволяет легально осуществлять движение капитала в размере миллионов евро в качестве малого бизнеса. В апреле 2025 года Налоговое и таможенное управление Нидерландов признало, что это представляет собой структурный пробел в её санкционной политике.
Люксембург: тихое сердце управления активами
Люксембург служил скрытым хранилищем в этой сети. Великое герцогство привлекало олигархический капитал услугами частного банкинга, планированием наследства, инвестиционными инструментами и десятилетиями строгой банковской тайны, которая была частично ослаблена в 2024 году, но всё ещё окутана юридическими сложностями.
Согласно данным, опубликованным в июне 2025 года Международным консорциумом журналистов-расследователей (ICIJ), 31 из 50 наиболее влиятельных российских экономических субъектов владеют люксембургскими транспортными средствами. В совокупности они управляют активами на сумму около 127 миллиардов долларов. Эти структуры инвестируют в немецкие автомобильные концерны, французские люксовые бренды, британские проекты в сфере жилой недвижимости и американские технологические фонды, сохраняя при этом юридическую непрозрачность в отношении своих конечных бенефициаров.
Правительство Люксембурга объявило о новых правилах прозрачности для инвестиционных фондов в мае 2025 года, но полноценный центральный реестр бенефициарных владельцев все еще не создан.
Бельгия: правовой щит и дипломатический перекрёсток
Бельгия играла незаметную, но основополагающую роль в этой сети. Благодаря инвестиционному соглашению между Украиной и Бельгийско-Люксембургским экономическим союзом некоторым российским компаниям удалось добиться компенсации за активы, утраченные ими во время украинского конфликта. Эти судебные разбирательства, часто проходившие в арбитражном суде Международного центра по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) в Вашингтоне, предусматривали двустороннюю защиту инвесторов, призванную обеспечить взаимную правовую определенность, но на практике использовавшуюся в качестве защиты от санкций.
Более того, в Бельгии, и в частности в Брюсселе, сосредоточены юридические фирмы, специализирующиеся на международном экономическом праве. В апреле 2025 года Федеральная прокуратура начала расследование потенциальных конфликтов интересов в юридических фирмах Брюсселя, которые одновременно представляют интересы олигархов и ЕС.
Рынок недвижимости также оставался каналом рециркуляции капитала. В муниципалитетах Иксель, Уккле и Кнокке-Хейст десятки объектов элитной недвижимости принадлежат российским инвесторам через кипрские и люксембургские компании, о чём свидетельствуют данные реестра недвижимости, опубликованные в мае 2025 года Центром по расследованию организованной преступности и коррупции (OCCRP).
Скоординированная структура: фискальная, юридическая и банковская
Российская сеть в странах Бенилюкса не была спонтанной серией оппортунистических инвестиций, а целенаправленной, скоординированной стратегией.
- Нидерланды служили операционным и фискальным транзитным портом.
- Люксембург как надежное место для защиты активов и международной диверсификации.
- Бельгия как юридическая страховочная сеть, стратегически расположенная в центре принятия решений в Европе.
Эта трехуровневая структура использовала сильные стороны каждой страны: Нидерландов с их сложными налоговыми соглашениями и гибким корпоративным правом; Люксембурга с его финансовым опытом и дискреционными инструментами; и Бельгии с ее институциональной закрепленностью и юридическим опытом.
Энергетика и инфраструктура: экономическое влияние как геополитический инструмент
Энергетический сектор был центром этого экономического взаимодействия. Через холдинговые компании в Нидерландах и Люксембурге «Газпром» приобрел доли в трубопроводах и мощностях по хранению газа, включая газовое хранилище в Бергемере (Нидерланды) и терминалы СПГ в Зебрюгге (Бельгия). «Роснефть» через дочерние компании контролировала часть нефтеперерабатывающих заводов в Германии и Бельгии.
Геополитические последствия проявились во время газового кризиса 2022–2023 годов, когда безопасность поставок оказалась под угрозой, и ЕС — отчасти из-за этой инфраструктурной зависимости — был вынужден вмешаться в рынок и ускорить энергетический переход.
С 2024 года эти активы в значительной степени были проданы или переданы под надзор национальных энергетических агентств. Тем не менее, судебные разбирательства продолжаются, в том числе связанные с нарушением контрактов, взаимными исками и компенсациями.
Санкции 2022–2025: Медленное разрушение глубоко укоренившихся сетей
С февраля 2022 года ЕС одобрил четырнадцать пакетов санкций против России, последний из которых был принят в мае 2025 года. Однако их реализация остаётся сложной. Правовая инфраструктура, связанная с недвижимостью, трастами и международным арбитражем, затрудняет быстрое замораживание или арест активов.
- В Нидерландах в начале 2025 года было подготовлено законодательство, более строго регулирующее статус микропредприятий.
- Люксембург смягчил положения о банковской тайне, но отчетность остается разрозненной.
- В Бельгии в июне 2025 года был одобрен законопроект, позволяющий более гибко приостанавливать действие инвестиционных договоров в ситуациях геополитического кризиса.
Несмотря на это, активы на сумму в десятки миллиардов евро остаются юридически защищенными — не из-за саботажа, а из-за десятилетий законно созданных правовых структур, которые теперь непреднамеренно обеспечивают защиту геополитического рискового капитала.
Почему Бенилюкс и Европа остаются привлекательными для российского капитала: стратегический парадокс
К 2025 году сеть российского экономического влияния будет существенно ослаблена, но не полностью искоренена. Олигархические игроки с глобальными интересами переместят своё внимание на другие центры: Дубай, Сингапур, Гонконг.
Однако их интерес к Европе остаётся сильным, несмотря на серию санкций и ограничений Европейского союза, направленных против российских экономических интересов с 2014 года (и усилившихся с 2022 года), но Европа в целом остаётся чрезвычайно привлекательным направлением для российских инвесторов. На первый взгляд это может показаться парадоксальным, но это результат глубоко укоренившихся институциональных, фискальных и правовых факторов, которые делают европейскую территорию практически незаменимым хабом на глобальной арене геополитики и капитала. И причины тому разнообразны.
Основы этой привлекательности лежат в европейской правовой системе.
Страны Бенилюкса — Нидерланды, Бельгия и Люксембург — предлагают надежную правовую защиту, которая представляет собой своего рода «правовое убежище» для инвесторов из зон политического и геополитического риска, таких как Россия. В тех случаях, когда права собственности в России находятся под угрозой или могут быть оспорены, европейские конституционные государства гарантируют высокую степень правовой определенности и защиту от незаконной экспроприации.
Решающее значение в этом отношении имеет сохранение обширной сети двусторонних инвестиционных соглашений, предоставляющих инвесторам, в том числе российским, возможность защищать свои интересы в международном арбитраже. Это подтверждается практикой: российские компании и их правопреемники регулярно используют такие соглашения, как двустороннее инвестиционное соглашение между Украиной и Бельгийско-Люксембургским экономическим союзом, для подачи исков о возмещении ущерба в случае потери активов в результате санкций или политических мер. Эти соглашения обеспечивают правовую поддержку, ограничивающую эффективность санкций и делающую европейские рынки безопасным убежищем.
Финансовая экспертиза, инфраструктура и налоговая оптимизация
Страны Бенилюкса известны во всем мире своими развитыми финансовыми экосистемами. Люксембург — мировой лидер в области управления трансграничными инвестиционными фондами и частным капиталом. Нидерланды могут похвастаться комплексной системой налоговых соглашений, решений и холдинговых площадок, которые предлагают привлекательные возможности налоговой оптимизации транснациональным компаниям и состоятельным частным лицам. Бельгия дополняет эту инфраструктуру развитым банковским сектором и выгодным расположением, открывающим доступ к европейским политическим сетям.
Такое сочетание позволяет российским инвесторам направлять потоки капитала в европейские финансовые центры через сложные многоуровневые структуры и посредников в таких странах, как Кипр, ОАЭ, Турция и Казахстан. Несмотря на то, что 14-й пакет санкций ЕС (май 2025 года) ужесточил требования к отчетности и прозрачности, надзор остаётся фрагментарным, реактивным и во многих случаях недостаточно скоординированным для быстрого выявления и пресечения новых каналов и структур.
Повышение репутации и стандартизация за счет европейского владения
Помимо юридических и налоговых преимуществ, европейское владение обеспечивает российскому капиталу фиксированный уровень легитимности и должное реноме, исключающее репутационные рски. Структурируя инвестиции через люксембургские холдинговые компании во французских люксовых брендах, немецких промышленных концернах, британских проектах в сфере недвижимости и американских технологических компаниях, российские инвесторы могут «европеизировать» свои активы. Это снижает геополитические риски и затрудняет прямое преследование их деятельности со стороны политиков и санкционных органов.
Укрепление репутации подкрепляется участием в социальных инициативах, фондах, филантропии и культурном спонсорстве в Европе. Такая деятельность создает «мягкое влияние», которое смягчает политическое сопротивление российскому присутствию и повышает общественное принятие российского капитала. Таким образом, европейские финансовые и правовые инфраструктуры выполняют не только функцию посредников для потоков капитала, но и непреднамеренно способствуют геополитической интеграции.
Стратегическая переориентация и избегание санкций
Несмотря на ужесточение санкционной политики в ЕС, российские сети движения капитала продолжают адаптироваться и реструктурироваться. Практика использования юрисдикций-посредников остаётся актуальной как никогда. Потоки капитала перенаправляются, реструктурируются и скрываются через юрисдикции за пределами ЕС, включая Казахстан, Дубай, Сингапур и Турцию, прежде чем попасть в Европу через Люксембург или Нидерланды.
Фрагментация надзора в ЕС, наличие правовых пробелов, таких как классификация компаний как микропредприятий в Нидерландах и дискреционных фондов в Люксембурге, а также отсутствие централизованного публичного реестра бенефициарных собственников постоянно усложняют применение санкций. Это приводит к постоянной игре в кошки-мышки между санкционными органами и поставщиками юридических услуг, создающими новые структуры для сокрытия инвестиций.
Относительная привлекательность по сравнению с альтернативами
Хотя санкции и геополитическое давление на первый взгляд должны сделать Европу менее привлекательной, альтернативы для российских инвесторов ограничены.
С 2022 года Соединенные Штаты проводят проактивную политику санкций, предусматривающую строгую заморозку активов и международное сотрудничество через OFAC и другие агентства. Азиатские рынки, такие как Китай и Гонконг, не обеспечивают достаточной правовой определенности и несут в себе собственные политические риски.
Центрам капитала в Объединенных Арабских Эмиратах и Турции не хватает ликвидности, репутации и институциональных гарантий, которые характеризуют Европу.
Для российских инвесторов, которые ценят правовую защиту, доступ к крупнейшим рынкам капитала и восстановление репутации, Европа остается логичным и привлекательным направлением, несмотря на дипломатические разногласия.
Бенилюкс, с его специализированным финансовым опытом, политическим положением и интегрированной структурой ЕС, выступает в качестве основного региона.
Устойчивый парадокс
Привлекательность стран Бенилюкса и Европы для российского капитала представляет собой глубокий парадокс в геополитическом ландшафте 2025 года. В то время как европейские политики стремятся управлять потоками капитала и смягчать стратегическую уязвимость, фундаментальные институциональные характеристики и финансовая инфраструктура продолжают непреднамеренно обеспечивать безопасное убежище для экономического капитала, часто связанного с геополитическим соперничеством.
Этот парадокс подчёркивает более широкое противоречие между открытостью и безопасностью, между экономической глобализацией и национальным суверенитетом. Поиск устойчивого баланса определит экономическое и геополитическое будущее Европы в ближайшее десятилетие.
Статья основана на информации из общедоступных источников, официальных базах данных и отчётных данных. Имена отдельных олигархов и компаний упущены там, где они не имеют отношения к общей схеме описываемой экономической ситуации.
ⓒ Антонио Георгопалис

Перейти к обсуждению
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.