Ильнар Сираев. Система образования: факты, тенденции, тренды…

Ильнар Сираев. Система образования: факты, тенденции, тренды…

Ильнар Сираев. Система образования: факты, тенденции, тренды…

Консультант. Советник. Эксперт. Тренер. Коуч. Ментор. Личный менеджер.

В последнее время данные направления приобрели очень большое распространение и развитие. И как будто ушли в небытие такие понятия как Учитель, Педагог, Наставник.

Очень близкие понятия, но между ними, безусловно, есть разница, и иной раз существенная.

Когда мы только познакомились с нашим сегодняшним героем он представился, как коуч, однако после нескольких бесед стало понятно, что Ильнар Сираев с лёгкостью все указанные выше компетенции. Такие люди – кладезь знаний и опыта, люди, имеющие решимость бороться с системными ошибками, рамками и стереотипами, лидеры мнений, лидеры в своих коллективах, признанные лидеры во всём…

Ильнар Сираев, уполномоченный по правам предпринимателей в Нижнекамском муниципальном районе. Обладатель собственной бизнес-сети и депутат от партии «Справедливая Россия».

«Просто быть неравнодушным, иметь определённый опыт в бизнесе, опыт создания и участия в различного рода сообществах (комьюнитис), харизма, лидерские качества, умение слушать и слышать, умение распознать глубинные мотивы и причины, проанализировать (просканировать) ситуацию с позиции психологии отношений, психологии влияния и на личном примере показать, какие были или какие возможны выходы из той или иной ситуации. Я даю лишь те варианты, которые опробовал сам лично, выдаю информацию о возможностях, которые предоставляются человеку, исходя из заданных условий. Я не даю конкретных решений или советов… Решения всегда человек принимает сам лично. Я могу лишь только подвести моего визави к тому или иному ходу мыслей…» – говорит Ильнар.

– Ильнар, как Вы – бизнесмен – пришли к тому, что сейчас проводите обучение. С кем Вы занимаетесь? Как давно Вы стали наставником, коучем, ментором?

Вы знаете, мне кажется, что я всегда учил… Учил сотрудников своего коллектива, рассказывал партнёрам по бизнесу своё видение возможностей развития, сейчас ко мне обращаются представители администрации региона и республики. Когда есть возможность выступить спикером на каких-либо конференциях и семинарах я всегда использую данные площадки, чтобы донести свои знания и понимание процессов до как можно большей аудитории.

– Но ведь аудитория – аудитории рознь. Какие Ваши приоритеты в выборе адресатов Вашей информации, Ваших знаний?

Я готов общаться со всеми абсолютно и на любые темы – благо есть опыт в разных сферах бизнеса и понимание процессов. Бизнес – это, прежде всего, психология. Психология в всём. От рождения ребёнка и построения им коммуникаций до выбора профессии или специальности, психология в ведении самого бизнеса, работа с покупателем, работа с коллективом. Перестройка сознания, ломка стереотипов и шаблонов, если хотите…

– Но мы же понимаем, что взрослого человека перестроить или перевоспитать очень сложно…

 Сложно, но возможно и лучший способ обучения – личный пример. Когда встречаешь человека, потенциального партнёра, поставщика или покупателя, или кто-либо к тебе приходит на обучение – просто определяешь потребности человека и подбираешь наилучший способ донести до него информацию, за которой он пришёл.

– Эмпатия?

Верно. Мы же все знаем, что человеку интересен прежде всего он сам, его переживания и потребности… Зачастую люди попадают в ситуации, которые непонятны им лично, и им требуется помощь специалиста… Психолога, коуча, наставника – это то, что касается вывода людей из конкретных проблемных ситуаций. В случае с бизнес-партнёрами – важно уметь договариваться и показать перспективу развития его личного бизнеса и я, как бизнесмен, могу дать несколько вариантов возможных синергий с иными корпорациями и производствами – просто вижу как коммерсант, маркетолог эти возможности, как стратег понимаю какие ниши «выстрелят» в ближайшее время и как нужно зайти в данные ниши, чтоб получить максимальный эффект.

– Ильнар, а этому где-то обучают в настоящее время? Именно коммерческому чутью и умению преподнести информацию так, чтобы визави её воспринял именно так, как должно и принял Ваше предложение о создании именно Вами предложенной конструкции бизнеса?

 Учат?… Да вряд ли. Есть некие базовые дисциплины для понимания экономических либо производственных процессов, технологии, регламенты и прочее. Однако, бизнес – это постоянное движение, когда необходимо улавливать мельчайшие изменения внешних условий и оперативно реагировать на эту волатильность.

– То есть правильно я понимаю, что в ВУЗах не научат тому, чему Вы сейчас учите? И работаете ли Вы с детьми?

Подростки – это моя самая любимая и многочисленная аудитория. Как Вы правильно заметили – взрослого переучить очень сложно, а вот молодого человека, который в текущем моменте стоит перед выбором специальности ещё можно успеть направить в нужном направлении и именно в правильном направлении мыслей.
Вот смотрите был пример, когда я спросил парня, куда он хочет идти учиться. Ответом было – на доктора…
А почему?
Единственный аргумент, что привёл мой собеседник было, что родители говорят, что платный доктор – это очень денежная профессия.
Отлично. Только имей в виду, что там будут и судна у лежачих больных, и кровь, и слёзы, и летальные исходы – ты к этому готов? Если готов – то отлично…

– Вы абсолютно правы. В возрасте 15 и даже 20 лет молодой человек пока даже и не осознаёт до конца, в каком направлении он готов творить. Творить в широком смысле… Есть ли выход из данной ситуации? Есть ли пути, как помочь детям найти своё призвание?

 Некоторые дети с раннего детства знают, кем они хотят стать. Сейчас в эру интернета у наших подростков гораздо больше возможностей узнать о тех или иных специальностях и выбрать наиболее близкую лично для себя. Однако здесь надо иметь в виду ещё эффект влияния (психологию влияния), стереотипы, шаблоны и прочие условности, которые мешают молодому человеку развиваться именно по своему направлению. Здесь огромную роль играют родители…
Ведь это очень распространённая история, когда родители советуют своему ребёнку выбрать ту или иную профессию, прежде всего исходя из возможностей монетизации труда, и послушные сын или дочь идут на поводу у родителей и «влипают» в очень сложную ситуацию. Учиться нелюбимому делу, зазубривать непонятную информацию и всё для того, чтобы получить «заветные» корочки о высшем образовании. Если посмотреть статистику, то мы увидим, что по полученной в ВУЗе специальности реально работают единицы…

– Действительно. У меня лично десятки примеров, когда человек закончил, например филологический, а большую часть жизни посвятил капитальному строительству и инвестициям или, например, учился на программиста, а работает бизнес-аналитиком или психологом…

 Всё дело в том, что 20-30-40 лет назад страну захлестнула просто «лихорадка» получения ВУЗовского образования. Был просто некий лейтмотив – если ты не будешь иметь диплом ВУЗа ты не получишь хорошо оплачиваемую позицию…

– Да, Вы правы. В 80-90е случился реальный разворот в данной истории…

Да, стало непрестижно быть рабочим – слесарем или механиком, швеёй или поваром – миллионы детей штурмом брали ВУЗы. Далее кризис ВУЗовского образования усугубился ещё и переводом его на платную основу – сплошь и рядом стали появляться некие ВУЗы, которые научить ничему фундаментальному не имели возможностей – не было ресурсов ни в части материально технической базы, ни в части преподавательского состава. В результате – миллионы некачественных специалистов с дипломами о высшем образовании, а по направлениям экономики России, на реальных производствах работать некому. Некому… потому что профессия была выбрана не на основе личных предпочтений, а именно на волне идиологемы о необходимости получения высшего образования… Любого… Это ещё и усугублялось тем, что работодатель на достойные вакантные позиции, а зачастую и в принципе на любые позиции, выставлял требования о наличии высшего образования – любого…

– Деградация образования, среднего, ВУЗовского да имеет место. Это свершившийся факт, и уже и минобрнауки не отрицает наличие серьёзных проблем как в организации самого образовательного процесса, так и в принципах управления развитием системы образования.

 Именно. И хорошо, что они это наконец-то осознали. Они же, насколько нам известно, уже отказались от внедрённой в 90-х болонской системы организации обучения. И сейчас всё чаще и чаще мы видим информацию из регионов, что то или иное учебное учреждение возвращается к программам обучения, которые были приняты при СССР, вводит предметы, где давались некие начала профессиональному образованию. Я, например, гармоничное развитие человека, развитие выпускника средней школы и как специалиста в какой-либо области и как полноценной ответственной и за себя и за окружающих личности вижу через труд – через практические работы, которые ранее культивировались со средней школы, через труд на производственных объектах, через профессиональное образование…
Высшее образование станет необходимо, когда ты реально поймёшь, что знаний по предмету твоей работы тебе недостаточно и ты будешь готов отдать 5-7 лет своей жизни на их получение…

– Ильнар, очень прагматичный подход. Но вряд ли у Вас найдётся много сторонников данной стратегии обучения…

А мне не важно, сколько будет сторонников… К этому решению и именно такому пути построения образовательной конструкции нас подталкивает уже сама жизнь – тысячи молодых людей, окончивших ВУЗы в текущем году, да и в предыдущие периоды просто не могут себе найти работу по специальности. ВУЗ выпускает своих студентов «в никуда». Ранее между ВУЗами и производственными объединениями существовали программы подготовки студентов именно по востребованным их бизнесу специальностям. Работала система распределения, когда студент, закончивший ВУЗ гарантировано мог получить вакансию по своему профилю.
Сейчас же такого количества рабочих мест для всех выпускников ВУЗов просто нет. Данная ситуация усугубилась ещё и активным развитием и различных систем передачи и обработки данных и ПО и самих гаджетов. Точкой бифуркации бы данной истории явилась, как раз таки, пандемия с её ограничениями, когда стало понятно, что такого количества офисных сотрудников стране просто не нужно…

– И каков выход? Что делать молодому человеку, который закончил ВУЗ и не может найти работу…

Вот в данном вопросе меня поражает инфантилизм… Работа есть, она всегда была и будет. Другой вопрос, готов ли ты на тяжёлый физический труд или ты хочешь исключительно позицию в офисе… Да, безусловно, если есть возможность трудоустройства в офис какой-либо корпорации, то никто препятствовать не станет… А если такая возможность отсутствует…

– Ильнар, ну вопрос риторический на мой взгляд – надо просто реально что-то уметь делать руками…

Абсолютно. Вот именно это я и стараюсь донести до молодых людей, в школах, колледжах, ВУЗах. Эту парадигму я довожу и до моих более возрастных слушателей… Ведь многим людям, уже отработавшим определённое количество лет в какой-либо организации, в силу изменения внешних условий в настоящее время приходится искать себе иное место работы. Неприятно, конечно, однако безвыходных ситуаций не бывает и необходимо только понимать и осознавать, что есть и иные направления развития, иные позиции и что всё в наших руках.

Интервью: Татьяна Бурмагина – шеф редактор ЯтакДУМАЮ

Перейти к обсуждению

Добавить комментарий