Поправки в законодательство о закупках в связи с ситуацией с коронавирусом

Поправки в законодательство о закупках в связи с ситуацией с коронавирусом

Поправки в законодательство о закупках в связи с ситуацией с коронавирусом

Хочу рассказать Вам о государственных закупках, о той сфере, на которую период пандемии оказал значительное влияние. За время работы над этой статьей, приходилось ее постоянно переписывать, сортируя  по важности новые изменения, которые правительство выдавало чуть ли не каждый день. В обычное время, на самые срочные внесения изменений уходило не меньше месяца, сейчас же всего пару дней.

Изменились такие важные ранее вещи, как исчисление сроков, изменение условий контракта,  порядок работы комиссий, санкции за срыв контракта, суммы закупок у единственного поставщика, размер аванса и т.д. Подавляющему большинству читателей будут не интересны сухие формулировки всех внесенных изменений, они понятны только тем, кто непосредственно занимается размещением госзаказов, либо участием в них, поэтому я собрал все таблицу и, прикрепил ее в конце статьи. Не могу гарантировать ее актуальности, так как неизвестно, что еще «подправят» законодатели до момента публикации.

Важно, что большинство изменений носят характер послаблений, как для заказчиков, так и для участников закупок. Наверное, этим можно объяснить возросшие, в сравнении с аналогичным периодом, объемы закупок. Если же заказчик установит прямую связь между размещаемой закупкой и пандемией, то он может закупить необходимый товар у единственного поставщика, то есть без конкурентной борьбы, а значит и без снижения суммы контракта (экономии). Остается надеяться, что этим не будут пользоваться нечистые на руку чиновники…

Федеральный закон

от 1 апреля 2020 г.
№ 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»

1) порядок закупок при возникновении обстоятельств непреодолимой силы и чрезвычайных ситуаций значительно упрощен:

  • теперь положения п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ распространяются, в том числе на закупки для предупреждения чрезвычайной ситуации (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) или ее ликвидации. При этом определено право заказчика закупать любые товары, работы, услуги в количестве, объеме, которые необходимы для осуществления перечисленных в данном пункте действий, если применение конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно;
  • утрачивают силу статьи 80 — 82 Закона № 44-ФЗ о предварительном отборе и о запросе котировок, которые необходимы были для проведения закупок связи с чрезвычайными ситуациями;

2) в 2020 году допускается изменение срока и цены контракта, невозможность исполнения которого обусловлено распространением новой коронавирусной инфекцией, а также в иных дополнительных случаях, которые определит Правительство РФ. При этом необходимо иметь письменное обоснование такого изменения и решение высшего органа исполнительной власти, а поставщик должен предоставить обеспечение исполнения такого контракта в части новых обязательств, не обеспеченных ранее предоставленным обеспечением (ст. 112 Закона № 44-ФЗ дополнена новой ч. 65);

3) в случае, если контрактом предусмотрены этапы его исполнения, пеня будет исчисляться не от цены всего контракта, а от цены соответствующего отдельного этапа исполнения контракта (изменения в ч. 7 ст. 34 Закона № 44-ФЗ);

4) суммы начисленных неустоек (штрафов, пеней) в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения в 2020 году контрактов подлежат списанию в установленном Правительством РФ порядке (изменения в ч. 42.1 ст. 112 Закона № 44-ФЗ);

5) до 31 декабря 2020 г. при осуществлении закупок у субъектов малого предпринимательства заказчики вправе не требовать от субъектов малого предпринимательства обеспечение исполнения контрактов и гарантийных обязательств (статья 112 Закона № 44-ФЗ дополнена новой частью 64);

6) в положения ч. 55 и 57 ст. 112 Закона № 44-ФЗ об «особых» закупках в сфере строительства внесены следующие изменения:

  • исключено условие о том, что указанная норма распространяется только на закупки в отношении объектов капитального строительства, реализуемых в рамках национальных проектов;
  • правом утверждать перечни объектов капитального строительства, которые можно закупать «под ключ», наделены не только Правительство РФ и высшие исполнительные органы госвласти субъектов РФ, но и местные администрации;
  • установлено, что такие перечни должны быть утверждены до 1 января 2024 г.;
  • определено, что в рамках закупок «под ключ» можно закупать любое, предусмотренное проектной документацией оборудование, необходимое для обеспечения эксплуатации объекта, а не только медицинское оборудование, как это было установлено ранее.
Постановление правительства от 3 апреля 2020 г. № 443 «Об особенностях осуществления закупки в период принятия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции»Установлено, что в течение нерабочих дней с 4 по 30 апреля 2020 года, определенных п. 1 Указа Президента РФ от 2 апреля 2020 г. № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», предусмотренные Законом № 44-ФЗ  и соответствующими нормативными актами сроки, исчисляемые в рабочих днях, подлежат исчислению в календарных днях. При этом суббота и воскресенье не учитываются при исчислении указанных сроков.

Если последний день срока, исчисляемого в днях, приходится на определенный Указом № 239 нерабочий день, то днем окончания срока считается этот нерабочий день, за исключением случая, если последний день срока приходится на субботу или воскресенье. В этом случае днем окончания срока считается следующий за ними понедельник.

Члены комиссии по осуществлению закупок вправе осуществлять рассмотрение заявок на участие в закупке не присутствуя лично на заседании такой комиссии в случае использования при таком рассмотрении средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудиосвязи или видеосвязи, и при условии соблюдения требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны;

Лица, действующие от имени заказчика, члены комиссии по осуществлению закупок вправе не составлять предусмотренные Законом № 44-ФЗ  протоколы определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на бумажном носителе и не подписывать их собственноручно в случае составления таких протоколов в электронной форме и подписания их хотя бы одной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и при условии соблюдения требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны;

При направлении проекта контракта участнику, с которым заключается контракт, заказчик вправе увеличить предусмотренный проектом срок исполнения обязательств на срок, не превышающий указанный в п. 1 Указа № 239 срок.

В случае если при осуществлении закупок сроки, предусмотренные ч. 3 ст. 54.6 и ч. 3 ст. 68 Закона № 44-ФЗ, приходятся на дату, предшествующую дню вступления в силу Постановления № 443, оператор электронной площадки перенесет указанные сроки с учетом указанных выше особенностей исчисления сроков. При этом даты проведения электронных аукционов, при которых в документацию о закупке включена проектная документация, переносу не подлежат.

Письмо Минфина России, МЧС России, ФАС России от 03.04.2020
№ 24-06-05/26578/219-АГ-70/МЕ/28039/20
В случае если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной
2019-nCoV, в том числе в связи с мерами, принятыми в Российской Федерации и (или) в иностранных государствах в целях предотвращения такого распространения, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе ссылаться на такие обстоятельства как на основание, освобождающее его от уплаты неустойки (штрафа, пени) по направленному заказчиком в соответствии с частью 6 статьи 34 Закона № 44-ФЗ требованию об уплате таких неустоек.
Законопроект

№ 711277-7 принят госдумой в  третьем чтении «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции»

Изменения в Федеральный Закон 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»:

Расчет сроков в связи с принятым Президентом РФ Указом № 239 об установлении нерабочих дней в 2020 году будет осуществляться следующим образом:

• сроки, исчисляемые в рабочих днях, исчисляются в календарных, но суббота и воскресенье не учитываются;

• если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается такой нерабочий день (кроме случаев, если последний день — суббота, воскресенье или праздничный день (тогда днем окончания срока считается ближайший следующий нерабочий день, не являющийся субботой, воскресеньем или праздничным днем)).

Появилось новое основание для закрытой конкурентной закупки — закупка в рамках гособоронзаказа в части заказов на создание, модернизацию, поставку, ремонт, сервисное обслуживание и утилизацию вооружения, военной и спецтехники, на разработку, производство и поставку космической техники и объектов космической инфраструктуры (сведения о таких закупках не подлежат размещению в ЕИС).

 

Изменения в Федеральный Закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»:

-Цена закупки по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ увеличена до 600 тыс. руб., при этом максимальный объем таких закупок вырос с 5% до 10% от СГОЗ (изменения вступают в силу со дня официального опубликования);

-установление обеспечения гарантийных обязательств – право заказчика, а не обязанность (изменения вступают в силу с 01.07.2020, но могут иметь обратную силу (по соглашению сторон контракта могут распространяться на отношения, связанные с исполнением контракта, заключенного до дня вступления в силу изменений, либо контракта, заключенного по результатам закупки, объявленной до дня вступления в силу изменений);

-в части регулирования вопросов обеспечения исполнения контрактов предусмотрены следующие изменения (данные изменения вступают в силу с 01.07.2020, но могут иметь обратную силу (по соглашению сторон контракта могут распространяться на отношения, связанные с исполнением контракта, заключенного до дня вступления в силу изменений, либо контракта, заключенного по результатам закупки, объявленной до дня вступления в силу изменений):

• по общему правилу размер такого обеспечения теперь от 0,5% (вместо 5%) до 30% от НМЦК, но появился ряд новых исключений, например, если расчеты по контракту подлежат казначейскому сопровождению, заказчик вправе не устанавливать обеспечение исполнения контракта, но в случае установления его максимальный размер ограничен 10 % от НМЦК (цены контракта, если закупка проводилась только для СМП, СОНКО (с ограничением участия));

• если предусмотрен аванс, размер обеспечения исполнения контракта должен составлять не менее размера аванса (кроме случая, когда расчеты в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению);

• при казначейском сопровождении размер обеспечения устанавливается от НМЦК (цены контракта, если закупка проводилась только для СМП, СОНКО (с ограничением участия), уменьшенной на размер такого аванса;

• казначейское сопровождение учтено также в вопросах уменьшения размера обеспечения исполнения контракта (ч. 7.3 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

-изменения в части проверки соответствия участников закупок единым требованиям: комиссии по закупкам будут обязаны проверять соответствие участников требованию, предусмотренному п. 7.1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ (участник — юр. лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки не было привлечено к ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ) (изменения вступают в силу с 01.01.2021).

1 января – единая дата вступления в силу всех будущих поправок, вносимых в Закон № 44-ФЗ, касающихся вопросов планирования, определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе установления новых способов закупок, осуществления контроля, мониторинга и аудита в сфере закупок (изменения вступают в силу с 01.01.2021).

отдельные изменения в части проведения электронного запроса котировок и процедуры закупки по ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ (эти изменения вступят в силу со дня официального опубликования).

Сослан Албегов

Перейти к обсуждению

Добавить комментарий