Татьяна Бурмагина. Санкции, декарбонизация, энергопереход, ESG повестка, эмбарго на российские энергоносители…
Примерно год назад летом все СМИ и эфиры захлестнула волна материалов и заметок по тематике безуглеродного будущего. И данную статью я готовила именно по факту этой новой «суперидеи», инициированной западом. Весь прошлый год обсуждались все возможные направления снижения выбросов СО2.
Также в течение ряда последних лет мы видим «нерешительность» стран Евросоюза по поводу газопровода СП2…
Дальше – больше…
Отказ от поставок российского газа и обсуждения эмбарго на поставку российской нефти…
Ну что ж – за что боролись на то и напоролись:
– Решение России – газ за рубли.
– Решение руководства Газпром (по сути руководства России) об использовании трубопровода СП2 для газификации регионов страны.
Что касается текущего status quo по обеспечению потребностей стран Европы энергоресурсами, о последствиях столь дальновидных решений в видео в конце данного материала, а также в режиме онлайн на личном телеграмм канале моего друга Вице-президента Независимого топливного союза (объединяет небольшие АЗС, не принадлежащие нефтяным компаниям), Заместителя Председателя Наблюдательного совета Ассоциации “Надежный партнер” Дмитрия Гусева
Итак – к концептуальным вопросам декарбонизации…
В части топлива для автотранспорта мы видим аналитики, проекты и готовые решения по метану и строительству АГНКС – здесь принята соответствующая федеральная программа. Так же в СМИ представлены исследования по использованию водорода в качестве топлива для авто – здесь ключевым вопросом для решения является вопрос транспортировки водорода до точки заправки. И наконец, электричество… Данная тема уже прорабатывалась российскими ВИНК, однако на текущий момент до логического завершения данный вопрос не доведён. Почему?
Причины тривиальные и прописаны в учебниках по экономике – Спрос рождает предложение … и реально в момент, кода в Европе начали выпуск электромобилей, Россия была просто не готова войти в этот тренд и прежде всего по экономическим причинам – электрокары Тесла и иных производителей по стоимости были гораздо выше авто с ДВС. Вопрос экологии… здесь переход на электрокары в рамах России имеет скорее экономический окрас, нежели как таковое решение по улучшению экологической обстановки – в стране на тот момент были (что по большей части справедливо и для текущего этапа состояния экономики страны) более приоритетные задачи для инвестиций и вопрос экологии в России не стоял так остро, как в густонаселённой Европе с гораздо более высоким коэффициентом автомобилизации.
Волна кризисов, снижение инвестиционной активности, закрытие бизнесов, снижение уровня жизни населения на фоне отсутствия задачи (государственной важности в виде федеральной программы либо национального проекта) перехода на более экологичный транспорт при наличии огромных ресурсов углеводородов также отнюдь не способствовало развитию как собственного производства электромобилей так и созданию требуемой инфраструктуры. Т.е. на тот момент в России для перехода на электрокары просто не сложились необходимые и достаточные условия.
Спрос рождает предложение – это лишь одна сторона развития какого-либо направления и свойственна она скорее зрелому рынку по известному продукту, и речь идет здесь скорее о количестве, нежели чем о качестве. В технически и технологически нетривиальных проектах, где применяются некие инновационные, прорывные решения вступает в силу история, когда Предложение рождает, вернее развивает, спрос. И отличный пример тому – продукция компании Apple.
Здесь работает теория жизненного цикла рынка или продукта/услуги. В наличии потребность, в наличии прототип, в наличии оценка потенциального спроса, составленная на фактических данных о приобретении товара/услуги предыдущей модели. На исследованиях этих фактических данных уже можно строить некие бизнесмодели объёма продаж.
И в настоящий момент в принципе можно сказать, что статистика, требуемая для прогноза использования электрокаров в России наработана и на имеющихся данных можно спрогнозировать как объёмы продаж, так и локации для развития инфрастуктуры.
Отмечу, что данный алгоритм применим абсолютно для любого рынка товара/услуги – это просто классика. И в этой связи в очередной раз хотелось бы сказать, что в вопросах проектирования систем и конструкций будущего энергопотребления, как в части топлив, так и в части их объёмов необходимо изучать не какой-то один отдельный вид топлива а смотреть всю линейку энергоносителей в разрезе регионов и даже конкретных локаций. Объём потребления, логистика проекты развития производств в регионах, инфраструктурные проекты и прочее, прочее.
Именно комплексные исследования всех направлений – основа энергобезопасности как регионов так и страны в целом, существенная экономия на исключении разрозненных исследований по отдельным видам топлив и залог разработки максимально продуманных региональных программ.
Итак – видео о текущей диспозиции
Перейти к обсуждению
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.