Кто, когда и что пытался запретить? — спросил Путин. Грань ищут Баршак, Гельман, Хотиненко и Лоза

Кто, когда и что пытался запретить? — спросил Путин. Грань ищут Баршак, Гельман, Хотиненко и Лоза

Кто, когда и что пытался запретить? — спросил Путин. Грань ищут Баршак, Гельман, Хотиненко и Лоза

Евгений Миронов рассказал на Совете при президенте России по культуре и искусству о чиновниках, запрещающих спектакли и других ограничениях свободы творчества в стране. Президент переспросил: «Кто, когда и что пытался запретить?«, — на что Евгений Миронов привёл в пример рок-оперу «Иисус Христос — суперзвезда», которую, фактически, сняли с постановки в Омске по просьбам общественных организаций. Владимир Путин, поговорим о недопустимости запретов, заметил: «Именно в самой творческой среде должна быть определена грань между циничным оскорбительным эпатажем и творческой акцией.»

Споры о той грани, которую обозначил для творческой среды президент, ведутся в России не так давно. А точнее, грань эта жестко определялась худсоветами Советского Союза, была абсолютно стёрта и никого не интересовала в ельцинской России и, именно уже при Владимире Путине, грань начала снова проявляться и теперь неиллюзорно забрезжила горизонтом прав, и главное, неких обязанностей творца. Та всё же, считать ли искусством «кровь и кишки» (известный интернет-мем, прим. ред yatakdumayu.ru) или лишь то, что выставлено в государственном Эрмитаже? Кому определять эту грань и где, хоть примерно, она должна пройти?

О цензуре советских времён и о том, каким должен быть главный цензор, которого быть не должно, популярный актёр Павел БАРШАК:

«При советской власти всё равно находили способы и какие-то вещи просачивались и сейчас ещё дивишься, как это могло выйти? А может это специально не замечали, а вот тут вот можно… Страшный и ужасный таракан Чуковского, кого он имел ввиду? Мне кажется, контролировать искусство должен какой-то очень культурный человек, а не тот, кто знает как выкрутить руки и сделать так, чтобы этого никогда в жизни не увидели.Это должен быть человек со вкусом, если он должен быть. В чём я сомневаюсь

Полное видеоинтервью Павла Баршака:

Почему, кстати, мы так часто вспоминаем советское кино, советское искусство и советскую цензуру? Несмотря на запреты и худсоветы остался целый пласт культурного наследия актуального до сих пор. А вот станет ли таким пластом художник-акционист Павленский — это ещё вопрос. И новых альбомов панк-группы Пусси Риот что-то давно не было в ротации. А, постойте, никогда в ротации не было этой группы! Её песни рассчитаны на очень узкую аудиторию. А почему так происходит? Оказывается, как часто бывает с либеральными меседжами, народ не тот. Публика не доросла до творца и общество само виновато, так думает а качестве адвоката всего провокативного искусства России, галерист Марат ГЕЛЬМАН:

«Провокативное искусство на то и провокативное, что проверяет здоровье общества. Когда общество не здорово, то получаются такие эксцессы, как с Пусси Райт и с Павленским. И сама реакция становится частью перфоменса. мы обсуждали с Павленским его проект к столетию революции и он мне говорит, что для меня даже важнее материалы суда, реакция власти, прессы. То есть, это является частью акции. Чем более закостенелое, консервативное, тоталитарное общество, тем больше значение радикальных художников.»

Полное видеоинтервью Марата Гельмана:

Но само утверждение Гельмана на тему, что общество сегодня больно, а здоровым оно было при Ельцине, тоже спорно. Это тоже некая грань, которую тоже надо ещё искать и искать. И это снова не о той грани, о которой Путин говорил. Короткое и ёмкое определение искусства дал yatakdumayu.ru певец и композитор, трендмейкер 2016 года Юрий ЛОЗА:

«Искусство это только то, что может быть создано творцом автором и никем другим. А не искусство это то, что может повторить каждый. Я думаю, любой может прибить яйца к брусчатке и любой может сфотографировать голых девочек на пляже. Поймите меня правильно, я не ханжа. Но если вы хотите в Чечне сделать выставку гомосексуалистов, то вы знаете, что она будет принята в штыки. Лучше не провоцировать. так вот эти выставки специально делают, чтобы провоцировать, так же как прибитые яйца к брусчатке

Полное видеоинтервью Юрия Лозы:

И это Путину ещё о попсе не докладывали! Кто-нибудь однажды расскажет Владимиру Владимировичу о Киркорове и придётся искать критерии уже не только для устроителей членовредительских перфомансов и авангардной театральной обнажёнки. О том, о чём на госсовете ещё не говорили, специально для yatakdumayu.ru режиссёр Владимир ХОТИНЕНКО:

«Вся наша культура, я в этом абсолютно убеждён, покрылась плесенью попсы. Наглой, беспардонной и, главное, пошлой. Сегодня нашу культуру разъела пошлость. Что такое пошлость? Пошлость это воинствующее упрощение. Ладно бы они сидели тихо своими делами занимались. Нет. Они говорят: «Мы здесь! Это вы, можете сидеть думать, какие вы хорошие и умные, но это вы ничего не значите! А мы властелины умов, нас узнают на улицах, мы богаты!». Это плесень и она, к сожалению, покрыла все пространство культурное. И они, как дерьмо, не тонут.»

Полное видеоинтервью Владимира Хотиненко:

Приведёт ли дискуссия о гранях творчества к новой форме цензуры, вернёт ли госсовет при президенте творческую вседозволенность девяностых годов прошлого века, одно понятно, грань где-то там забрезжила.

naritsin

Материал подготовлен редакцией проекта ЯтакДУМАЮ
При частичном или полном использовании текстового, видео или аудиоматериала сайта ссылка на yatakdumayu.ru обязательна.

Перейти к обсуждению

Добавить комментарий