Зелёный курс ЕС: экологическая революция или промышленный коллапс?

Зелёный курс ЕС: экологическая революция или промышленный коллапс?

Зелёный курс ЕС: экологическая революция или промышленный коллапс?

Зелёная пвестка — это зелёная петля? Европейская промышленность борется за выживание

Между климатическими амбициями и экономической реальностью Европа рискует потерять свое индустриальное сердце

МОСКВА/БРЮССЕЛЬ — 28 июля 2025 г.: На сталелитейных заводах ThyssenKrupp бьют тревогу. Немецкий промышленный гигант предупреждает об усилении конкуренции со стороны Азии, в то время как европейские цены на энергоносители достигают рекордных максимумов. Это лишь один пример более масштабного кризиса, который грозит превратить амбициозный европейский «Зелёный курс» из зелёной революции в промышленный коллапс.

То, что изначально было козырной картой Европы в борьбе за глобальный климат, – новаторское соглашение, поначалу встреченное с одобрением, – с тех пор столкнулось с рядом препятствий, которые подрывают основы проекта. Вопрос, который всё громче звучит на заводах от Мюнхена до Милана, прост: станет ли «Зелёный курс» спасением Европы или её смертным приговором?

Жесткие цифры кризиса

Статистика рисует мрачную картину. Европейские профсоюзы предупреждают, что «Зелёный курс» Европы поставит под угрозу 11 миллионов рабочих мест, в то время как Европейская комиссия прогнозирует возможность потери 180 000 рабочих мест. Для континента, позиционирующего себя как мирового лидера в области устойчивого развития, это суровая реальность.

В недавней Антверпенской декларации о Европейском промышленном соглашении промышленники выразили обеспокоенность по поводу Европейского зелёного соглашения, продемонстрировав, как академические планы по борьбе с изменением климата расходятся с суровыми реалиями международной конкуренции. Проблема выходит за рамки отдельных закрытий предприятий.

Европа сталкивается с высокими ценами на энергоносители, проблемами в цепочках поставок и нехваткой рабочей силы, которые подрывают её конкурентоспособность, несмотря на историческое лидерство в области технологий с нулевым уровнем выбросов. Широко распространено мнение, что цели ЕС по декарбонизации более амбициозны, чем у мировых конкурентов, что создаёт дополнительные краткосрочные издержки для европейской промышленности.

Парадокс утечки углерода

По иронии судьбы, «Зелёный курс» грозит достичь прямо противоположного ожидаемому результату. Брюссель ввёл новые издержки для европейских производителей, что сделало их менее конкурентоспособными и стимулировало импорт более дешёвых, но более «грязных» товаров из-за рубежа. Это явление, известное как «утечка углерода», означает, что загрязняющие производства не исчезают, а просто перемещаются в страны с менее строгим регулированием.

В результате сложилась извращенная ситуация, при которой усилия Европы по охране окружающей среды не оказывают существенного влияния на глобальный уровень, одновременно сокращая рабочие места в Европе и ослабляя её торговые позиции. Китайские и американские конкуренты выигрывают от европейских климатических амбиций, производя продукцию дешевле и с менее строгими экологическими требованиями.

Проверка технологической реальности

Технологическая проблема ещё более серьёзна, чем экономическая. Примерно 35% сокращения выбросов парниковых газов, ожидаемого к 2050 году, потребует технологий, которых пока не существует. Поэтому Европа делает ставку не только на экономические преобразования, но и на научные прорывы, которые могут так и не воплотиться в жизнь.

Необходимо быстро расширять системы чистой генерации и передачи электроэнергии, стимулировать декарбонизацию промышленности и резко ускорить экологическую трансформацию зданий и транспорта. Это гонка со временем, в которой Европа должна одновременно быть изобретателем, инвестором и испытательной лабораторией.

Политическая реальность наносит удар

Политическая поддержка «Зелёного соглашения» ослабевает по мере того, как экономические трудности становятся ощутимыми. Там, где пять лет назад существовал широкий консенсус относительно климатических амбиций, теперь существуют сомнения в их осуществимости. Правые партии извлекают выгоду из промышленных волнений, в то время как даже «зелёные» партии сталкиваются с социальными издержками своих климатических целей.

Европейская комиссия сталкивается с тремя критическими проблемами: недостаточным финансированием перехода к «зелёной» экономике, зависимостью от импорта иностранных энергоносителей и снижением экономической конкурентоспособности. Это тройной кризис, который выходит за рамки традиционных решений.

Чистая промышленная сделка как спасательный круг

В ответ на кризис Еврокомиссия недавно запустила программу «Чистая промышленность», направленную на сокращение выбросов на 90% к 2040 году по сравнению с уровнем 1990 года, уделяя особое внимание энергоёмким отраслям и сектору чистых технологий. Этот пакет мер направлен на мобилизацию более 100 миллиардов евро на декарбонизацию тяжёлой промышленности.

Реализация Европейского зеленого курса теперь тесно связана со способностью ЕС стимулировать свою промышленность, осваивать новые рынки и создавать высококачественные рабочие места, в том числе за счет ускорения перехода от ископаемого топлива к более низким ценам на энергоносители для предприятий.

Краткосрочные риски

Непосредственные угрозы конкретны и измеримы. Цены на энергоносители остаются заоблачными, что вынуждает энергоёмкие отрасли, такие как сталелитейная, алюминиевая и химическая, рассматривать возможность переноса производства в более дешёвые регионы. Каждый месяц задержки означает сокращение рабочих мест в Азии или Америке.

Нехватка инвестиций усугубляет ситуацию. Компании откладывают крупные инвестиции, поскольку неясно, какие технологии возобладают и какие правила в конечном итоге вступят в силу. Эта неопределённость замедляет внедрение инноваций, необходимых для преодоления кризиса.

Инфраструктура — узкое место. Электросети не рассчитаны на массовое внедрение возобновляемой энергии, а зарядная инфраструктура для электромобилей всё ещё сильно отстаёт от планов.

Долгосрочные стратегические риски

В долгосрочной перспективе нависают ещё более серьёзные угрозы. Европа рискует столкнуться с новой формой геополитической зависимости, переключившись с ископаемого топлива из России и с Ближнего Востока на литий из Китая и редкоземельные металлы из Африки. Цепочка поставок критически важного сырья остаётся проблемной и геополитически уязвимой.

Технологическое отставание становится реальным риском. Если Европа не сможет сохранить технологическое лидерство в области чистых технологий, она станет импортёром азиатских «зелёных» технологий. Китайские компании уже доминируют в производстве солнечных панелей, аккумуляторов и ветряных турбин — в секторах, где Европа когда-то лидировала.

Социальные потрясения могут представлять наибольшую опасность. Экономические трудности переходного периода могут привести к политической радикализации и дальнейшему подрыву европейского единства. Популистские партии уже используют безработицу в промышленности как доказательство того, что элита приносит простых людей в жертву абстрактным климатическим целям.

Европейское измерение: разные страны, одни и те же проблемы

Эти события особенно актуальны для ряда европейских стран, каждая из которых имеет свою собственную промышленную уязвимость и стратегические интересы в контексте проблем, связанных с «Зелёным курсом». Ниже представлен обзор:

  1. Бельгия занимает в этом плане лидирующие позиции: в Антверпене расположены крупные нефтехимические комплексы, а в Валлонии — сталелитейная промышленность. Страна изо всех сил пытается модернизировать «свои самые производительные, но и самые загрязняющие окружающую среду отрасли , чтобы сохранить свою конкурентоспособность на международном рынке».
  2. Германия — от сталелитейных заводов ThyssenKrupp до химических комплексов BASF — испытывает давление из-за роста цен на энергоносители после потери дешёвого российского газа. Энергетический переход (Energiewende) сделал страну зависимой от дорогостоящих возобновляемых источников энергии, в то время как конкуренты получают выгоду от более дешёвого ископаемого топлива.
  3. Нидерланды сталкиваются с парадоксом крупнейшего порта Европы Роттердама, который, с одной стороны, должен способствовать переходу к зеленой экономике, но с другой стороны, видит, как торговля энергоносителями и нефтехимическая продукция — традиционные столпы голландской экономики — оказываются под давлением из-за регулирования климата.
  4. Франция балансирует между своим преимуществом в области ядерной энергетики и задачей поддержания конкурентоспособности энергоёмких отраслей, таких как алюминиевая и сталелитейная. Страна сталкивается с растущей конкуренцией со стороны Китая именно в тех секторах, где Франция исторически сильна.
  5. Италия испытывает трудности с сохранением своей давней промышленной базы на севере, где текстильное, сталелитейное и автомобильное производство сталкиваются с двойным давлением: конкуренцией со стороны Китая и климатическими нормами ЕС. У страны нет финансовых возможностей для масштабных инвестиций в экологию.
  6. Польша олицетворяет дилемму Восточной Европы: экономика, зависящая от угля и нуждающаяся в радикальной трансформации, при этом не обладает западным уровнем благосостояния, необходимым для покрытия расходов на переходный период. Каждый шаг к декарбонизации оборачивается экономическими трудностями для и без того уязвимых промышленных регионов.
  7. Испания видит возможности в возобновляемых источниках энергии, но опасается, что ее керамическая, сталелитейная и химическая отрасли промышленности будут отставать от более дешевой продукции из Северной Африки и Азии, где климатические нормы менее строгие.

Многие европейские компании во всех этих странах сталкиваются с одной и той же дилеммой: инвестировать в ненадежные «зеленые» технологии или ждать, пока конкуренты сделают первые шаги. Для промышленных центров, таких как Рурский регион, Северная Италия или Фламандский алмазный регион, «доступные цены на энергоносители и экономическая эффективность» имеют решающее значение для экономической конкурентоспособности, но именно эти факторы подвергаются давлению со стороны «Зеленого соглашения».

Общая проблема заключается в том, что любая задержка в переходе к «зелёной» экономике ещё больше отодвинет Европу от её китайских и американских конкурентов, а любое ускорение в краткосрочной перспективе приведёт к сокращению рабочих мест в промышленности и усилению социальной напряжённости. Это общеевропейская дилемма, в которой необходимо найти баланс между солидарностью и конкурентоспособностью.

Перекресток

На карту поставлена способность Европы поддерживать конкурентоспособность промышленности, одновременно декарбонизируя свою экономику. Следующие два года имеют решающее значение: Европа должна продемонстрировать, что переход к «зелёной» экономике и конкурентоспособность промышленности могут идти рука об руку, иначе «Зелёный курс» рискует стать «зелёной петлёй», которая душит промышленное будущее Европы.

Благодаря своему потенциалу для повышения устойчивой конкурентоспособности, сокращения отходов и увеличения стратегической автономии, экономика замкнутого цикла предлагает решения самых насущных проблем Европы. «Зелёная неделя» 2025 года делает акцент на «трёх принципах»: чистоте, конкурентоспособности и цикличности.

«Зеленый курс»: спасение или гибель?

Ответ на вопрос, станет ли «Зеленый курс» спасением или крахом Европы, зависит от того, насколько быстро Европа сможет снизить цены на энергоносители, добиться технологических прорывов и выдержать международную конкуренцию, одновременно преследуя свои амбициозные цели в области климата.

История рассудит, хватило ли Европе смелости выстоять в самый трудный момент зелёной революции или же она выбрала лёгкий путь, отказавшись от своих климатических амбиций. Это станет ясно через два года, когда экономические показатели и данные по безработице покажут, как развивались события.

 

ⓒ Антонио Георгопалис

читайте также архивный материал 2021-2022гг

Татьяна Бурмагина. Санкции, декарбонизация, энергопереход, ESG повестка, эмбарго на российские энергоносители…

 

Перейти к обсуждению

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.