Елена Лактионова. Общественное мнение как объект управленческого воздействия
Общественное мнение – форма массового сознания, в которой проявляется отношение (скрытое или явное) различных групп людей к событиям и процессам действительной жизни, затрагивающим их интересы и потребности. Как явление общественное мнение сформировалось еще в древности, сопутствовало жизни общества во все исторические эпохи.
Наиболее оптимальным путем изменения социальных установок населения считается воздействие на сознание людей посредством возможностей, предоставляемых сетевыми интернет-ресурсами (социальными сетями, мессенджерами). Изучение особенностей работы такого рода информационных интернет-источников («ВКонтакте», Telegram) показало, что если администрация ресурса выполняет ряд требований к подаче информации, то данный источник за достаточно короткий временной период получает от подписчиков безоговорочный кредит доверия (эффект «идиосинкразического кредита»). Сведения, полученные из такого источника, изначально воспринимаются достоверными и, как правило, не подвергаются сомнению. К основным условиям можно отнести:
1) обновляемость ресурса: информация должна быть актуальной, обновление страницы
должно происходить не менее четырех раз в сутки;
2) использование профессионального сленга либо жаргона той социальной группы, к которой принадлежат пользователи (подписчики);
3) большие объемы информации на страницах ресурса, что затрудняет анализ предлагаемых сведений по какой-либо проблематике, вычленение главной идеи, снижает критичность восприятия;
4) наличие ссылок, гиперссылок на другие сайты (высокая степень разветвленности). Это создает видимость того, что сведения достаточно хорошо известны и не подлежат сомнению;
5) ссылки на информационных лидеров (информационные агентства);
6) поддержание обратной связи с реципиентами путем проведения опросов (изучение мнения группы, динамики изменения установок, их глубины);
7) краткость текстовой части (4–5 предложений), большое количество видео, фото, схем и графиков.
Одним из основополагающих факторов, оказывающих влияние на внешние источники информации, является изменение социальных ориентиров личности, которые выражаются в объективности восприятия информации, привлекательности информации, ее надежности и беспристрастности.
С целью снижения критичности восприятия индивида создается несколько псевдонезависимых источников, по сути дублирующих необходимую информацию, преподнося ее потребителю с комментариями, представляющими социальный объект в требуемом ракурсе. Безусловно, эти ресурсы связаны между собой и, повторяя основной информационный пакет (эффект повторения), дополняют друг друга различными «аналитическими» комментариями, имеющими единую направленность. При этом создается иллюзия распространенности продвигаемого мнения о событии, что дополнительно подтверждается поисковыми ресурсами, на которых эти сайты представлены как независимые информационные порталы.
Рассмотрим трансформацию общественного мнения в современном обществе. Оно по-
прежнему остается действенным индикатором уровня не только доверия к государству или крупному бизнесу, но и определяет уровень адаптации последних к быстро меняющемуся миру. Обратимся к работам одного из известных российских исследователей общественного мнения Д.П. Гавра. В его статье «Общественное мнение и власть: режимы и механизмы взаимодействия» дана объективная оценка характера взаимоотношений системы органов государственной и муниципальной власти и общественного мнения, возможностей участия последнего в решении общезначимых вопросов (Гавра, 1998).
Д.П. Гавра предлагает 6 специальных режимов взаимодействия власти и общественного
мнения:
1) режим подавления общественного мнения со стороны властных структур;
2) режим игнорирования общественного мнения;
3) режим патернализма власти по отношению к общественному мнению;
4) режим сотрудничества (взаимореализации);
5) режим давления общественного мнения на власть;
6) режим диктатуры общественного мнения (Гавра, 1998).
Как показывает практическое управление общественным мнением, наиболее предпочтительным вариантом для общества является сотрудничество. При нем дискуссионное общение выступает в рамках равноправного характера, что позволяет объективно воспринимать информацию. Остальные рассматриваемые системы управления общественным мнением осуществляются с позиции давления на общество, за счет чего происходит искажение информации.
Режим сотрудничества предполагает прямое практическое включение властных структур путем принятия управленческих решений, которые ориентированы на рекомендации и предписания общественного мнения. В данном случае общественное мнение выступает в роли компонентного субъекта. Данный режим может быть осуществлен только в условиях демократической политической системы.
По большому счету режим сотрудничества – некий идеал, к которому стремится современное общество. Что касается российского общества, демократические основы которого были заложены чуть более двух десятков лет назад, то формирование и развитие общественного мнения находятся в самом начале своего пути. И тут движение должно быть однонаправленным: власти следует больше прислушиваться к людям, а населению – больше доверять власти (Балынская и др., 2020; Мясищев, 2021).
С учетом того, что из себя представляет современное общество, откуда оно черпает информацию о тех или иных действиях власти, часто не проверенную, откровенно фейковую, можно себе представить, насколько неустойчивым и неоднородным может быть общественное мнение. Вместе с тем обратная связь с представителями практически всех социальных групп с развитием социальных сетей стала гораздо доступнее. Нашему современнику не надо дожидаться, когда будет назначена встреча населения с представителями власти, можно направить свою просьбу или пожелание в интернет-приемную, написать в соответствующую группу в социальной сети. Как правило, если тема обращения будет достаточно резонансной и актуальной для большинства пользователей, то поддержка заявителю обеспечена.
Если люди оценивают ситуацию, происходящую во внешней среде, так сказать, невооруженным глазом, то управлять их общественным мнением весьма затруднительно, поскольку они на подсознательном уровне формируют свою оценку восприятия действительности, которая складывается через собственный житейский опыт. Воздействие на данный тип людей через управление общественным мнением является специфическим.
Постепенное слияние киберсреды с объективной реальностью предоставляет все больше возможностей для воздействия на психику человека. Уже давно сленг мессенджеров используется в обычной жизни, приобретая реальную эмоциональную окраску. Применение эмотивной составляющей дает возможность закрепить сформированные социальные установки, сделать их более устойчивыми.
Для воздействия на эмоциональную составляющую установки применяются различные эмотиконы (смайлики), сокращения (LOL), изменение шрифта сообщения и т. д. При этом важную роль для формирования эмоционального фона при информационном воздействии играют графические материалы, жаргон (профессиональный или бытовой), использование привлекающих внимание заголовков.
Особенности преподнесения информации в социальной сети:
– краткость (3–4 лаконичных предложения);
– безаппеляционность (эффект свершившегося факта);
– применение простой лексики, использование лозунгов;
– наглядность;
– высокая эмоциональная окраска сообщения;
– употребление типичной для большинства реципиентов лексики (жаргона).
Методика по изменению (формированию) социальных установок с использованием сети
Интернет состоит из нескольких этапов.
- Изучение имеющихся социальных установок группы (применение проективных методик психологического опроса в различных мессенджерах).
- Непосредственно информационное воздействие (в том числе применение методики «Окно Овертона» (Сальникова, Зиновьева, 2020)).
- Изучение глубины и устойчивости сформированных установок (проведение интернет-опросов с использованием методик нелинейного шкалирования).
- Мониторинг изменений установок (использование метода социологического опроса).
Таким образом, согласно теории отношений В.Н. Мясищева, изменение когнитивной и эмоциональной составляющей установки приведет к изменению поведенческой компоненты индивида (группы людей) в отношении выбранного социального объекта. Следовательно, понимание процесса формирования установки, в том числе групповой, поможет спрогнозировать поведение членов определенной социальной группы, а также побудить их к определенным действиям.
Исходя из вышесказанного, сформулируем следующие выводы: информационное влияние на население может осуществляться непрерывно, воздействуя на социальные установки группы пользователей, что может привести к изменению групповых ценностей, норм и идеалов и кардинально изменить отношение общества к выбранным социальным объектам, процессам и явлениям; работа по изменению групповых отношений в сети Интернет имеет ряд особенностей, обусловленных свойствами личности индивида, учет которых позволит сформировать и закрепить необходимые аттитюды на личностном уровне; процесс воздействия должен иметь обратные связи, позволяющие своевременно диагностировать изменения общественного мнения; в условиях повсеместной цифровизации общества, глобализационных процессов в области геополитики необходимо поддерживать у населения осознание своей принадлежности к определенному этносу, формировать национальное самосознание, в том числе используя возможности интернет-ресурсов.
Понимание механизма изменения (формирования) социальных установок в условиях цифровизации общества позволит своевременно осуществить мероприятия по эффективному противодействию деструктивного воздействия информационных атак на население, управлять общественным мнением в интересах государства и общества.
Список источников:
Гавра Д.П. Общественное мнение и власть: режимы и механизмы взаимодействия // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Т. 1. № 4. С 53–77.
Мясищев В.Н. Психология отношений: избр. психол. тр. / под ред. А.А. Бодалева. 4-е изд. М. ; Воронеж, 2021. 400 с.
Позитивный образ России: как проблема и политическая технология имиджирования в мировом информационном пространстве / Н.Р. Балынская [и др.] // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2020. Т. 10, № 6 (63).
С. 1524–1538. https://doi.org/10.35775/PSI.2020.63.6.012
Сальникова Е.Е., Зиновьева Е.Г. Местное самоуправление как механизм демократизации политического управления //Актуальные вопросы экономики и управления: сб. материалов V Междунар. науч.-практ. конф. ; под общ. ред. Н.Р. Балынской. Магнитогорск, 2020. С. 171–177.
Научная статья
УДК 316.65
https://doi.org/10.24158/pep.2022.7.2
Елена Викторовна Лактионова
Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, Орел, Россия,
laktionova@spbu.su
Перейти к обсуждению
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.